Системы освещения в городах и сельской местности — как проектировать свет на улицах

Непривычный «дневной» свет

Определить, применяется ли на конкретном участке дороги современное светодиодное освещение, можно по его цвету. Привычный многим ярко-желтый свет фонарей дают дуговые натриевые трубчатые лампы (ДНаТ), на которых работает почти три четверти всех дорожных светильников. На «белое» по восприятию светодиодное освещение приходится пока только около 16% от общего числа фонарей. Но их доля будет расти: правительством с 2020 года запланирован полный запрет на использование не энергоэффективных источников света.

По сравнению с самой распространенной натриевой лампой освещения ДНаТ 250 Вт даже типовой светодиодный светильник при одинаковых показателях по световому потоку потребляет вдвое меньше энергии. При этом так называемый белый дневной свет светодиодных светильников многими воспринимается непривычно, но по показателям цветопередачи светодиодные светильники в три раза лучше: в их лучах четче видны границы объектов и их естественный цвет.

Стоимость светодиодных светильников обычно в два-три раза выше натриевых ламп. Но за счет экономии электроэнергии окупаются они уже через три-четыре года и имеют, как правило, срок службы не менее 50 тыс. часов, что в три раза больше, чем срок службы светильников старого поколения. Помимо прямой экономии энергии, светодиодное освещение позволяет снизить затраты и на мощности линий энергообеспечения, и за счет возможности размещать столбы освещения дальше друг от друга.

Есть у светодиодных светильников и минусы. К примеру, несмотря на лучшую различимость объектов, на влажной дороге их свет может создавать так называемую «зебру», чередование участков с повышенной контрастностью сильной и слабой освещенности. Решается эта проблема, как правило, установкой оптических рассеивателей.

Нормы для уличного освещения

Освещение в городе подразделяется на две важнейшие составляющие — свет в области автомобильных дорог и освещение зон для пешеходов. Согласно закону, нормативы для них разные, собраны в СНиП 23-05-95.

Освещение автодорог

Система подсветки автодорог наиболее важна, ведь без ее организации соблюдение безопасности дорожного движения невозможно. Факторы, которые влияют на освещенность:

  1. Интенсивность пользования дорогой. В течение часа по разным дорогам проезжает неодинаковое количество машин, в зависимости от чего пути передвижения транспорта поделены на четыре категории: трассы (автомагистрали) с движением от 3000 автомобилей/час, магистрали (1000 – 3000 машин), дороги (500 – 1000 машин), дороги с малым движением (меньше 500 машин).
  2. Разрешенная скорость пользования. Так, по поселку, иному населенному пункту разрешено двигаться медленнее, чем по магистрали. Для соблюдения дистанции между машинами скоростные трассы нужно освещать более интенсивно.
  3. Значимость улицы. Главные улицы в городах, центральные улицы в селе либо исторические площади всегда освещаются мощнее.

Исходя из ГОСТ и СНиПов, существуют строго установленные нормы освещенности, которые варьируют в пределах 4 – 20 Лк и более. Для улиц и дорог местного значения достаточно средней горизонтальной освещенности в 4 – 6 Лк, для магистральных улиц районного значения — 10 – 15 Лк, для улиц общего пользования общегородского значения — 15 – 20 Лк. При пересечении магистрали и небольшой дороги в зоне перекрестка свет должен быть таким же ярким, как на основной улице.

Автомобили участвуют в поддержке хорошего уличного освещения. Чтобы свет фар не мешал другим водителям, последние отвечают за своевременное переключение положения фар (с ближнего света на дальний и наоборот). В ряде автомобилей даже применяется AFS — система адаптивного освещения, где компьютер сам несет ответственность за переключение света.

Нормы освещения пешеходных зон

Обустройство мест для передвижения пешеходов организуется по иному принципу. Обычно требования по подсветке территории взаимосвязаны с типом, размером населенного пункта, значением самой улицы.

Там, где переходные зоны соседствуют с центральными улицами и автодорогами, освещение монтируют на уровне 10 Лк. Для улиц, расположенных вдали от магистралей, допускается освещение 4 Лк, для местных улиц (например, в частном секторе) — 2 Лк.

Нормы освещения по прочим функциональным территориям и зонам отдыха:

  • стадионы — 6 – 10 Лк,
  • центральные входы общегородских парков — 6 Лк,
  • центральные аллеи парков — 4 Лк,
  • боковые аллеи парков — 2 Лк,
  • площадки на входе в кинотеатры, эстрадные зоны — 10 Лк,
  • выставки — 20 Лк.

Освещение улиц в сельской местности

Установка источников света в деревне, поселке или ином типе сельской местности регулируется действующим законодательством. В СНиП 23-05-95 есть особый раздел, рассматривающий этот вопрос. Обязанность следить за правильностью выполнения освещения лежит на органах местной власти, которые обеспечивают своевременность подачи электроэнергии в темный период суток.

Относительно конкретных цифр, они касаются средней горизонтальной освещенности и измеряются в люксах (Лк):

  • основная улица, площадки торговых центров — 4 Лк,
  • второстепенные улицы, переулки, поселковые дороги — 2 Лк.

В пределах 2 Лк должен быть уровень подсветки на главных улицах дачных товариществ и кооперативов.

Нормы освещения в сельской местности

Прежде, чем приступать непосредственно к работам, следует ознакомиться с нормативной документацией по данному вопросу. Одним из важнейших является СНиП 23 – 05 – 95, который устанавливает нормы для наружного освещения.

Для сельской местности действуют следующие нормы:

  • На главных улицах, а также в районе общественных зданий освещенность должна быть не меньше 4лк. Этот же норматив относится и к улицам с жилой застройкой.
  • Освещение уличное второстепенных улиц и переулков может быть меньше в два раза и составляет всего 2лк. Этот же норматив действует для проездов и поселковых дорог.
  • Если стоит вопрос о дорогах в садоводческих и дачных кооперативах, то здесь так же применяется норма в 2 лк. Но она относится только к основным проездам. Для второстепенных дорог она составляет всего 1 лк.


Нормы освещения в зависимости от категории объекта

Отдельным вопросом является освещение дорог районного значения, проходящих через населенный пункт. Они должны иметь освещение, во многом зависящее от интенсивности движения транспорта. Если она в часы пик превышает тысячу автомобилей в час, то дорога должна иметь освещение не менее 15лк. Если же интенсивность движения ниже, то дорога должна иметь освещение не меньше, чем 10 лк.

3Термины и определения

Внастоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55392, ГОСТ Р 56228, а также следующие терминыс соответствующими определениями:

3.1 яркость дорожногопокрытия L, кд•м: Яркость дорожного покрытия в заданнойточке, создаваемая осветительной установкой (ОУ), в направленииводителя транспортного средства (наблюдателя), находящегося встандартных условиях наблюдения по отношению к указанной точке.

3.2 стандартныеусловия наблюдения: Условия, при которых глаз наблюдателярасположен на высоте 1,5 м над дорожным покрытием и удален отзаданной точки на расстояние, при котором значение угла междулинией зрения, направленной в указанную точку, и плоскостью дорогилежит в интервале (1,0±0,5)°.

3.3 средняя яркостьдорожного покрытия , кд•м: Яркость дорожного покрытия относительнонаблюдателя, расположенного на оси заданной полосы движения,усредненная по заданному участку дороги.

3.4 общаяравномерность яркости Отношение минимального значенияяркости дорожного покрытия к ее среднему значению .

3.5 продольнаяравномерность яркости Отношение минимального значенияяркости дорожного покрытия к ее максимальному значению , определенное по оси полосы движения, накоторой расположен наблюдатель.

3.6 освещенность надорожном покрытии , лк: Освещенность на дорожномпокрытии в заданной точке, создаваемая ОУ.

3.7 средняяосвещенность , лк: Освещенность на дорожномпокрытии, усредненная по заданному участку дороги.

3.8 равномерностьосвещенности Отношение минимального значенияосвещенности на дорожном покрытия* к ее среднему значению ._______________*Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителябазы данных.

3.9 пороговоеприращение яркости , %: Мера слепящего действияпрямого света осветительных приборов (ОП) в ОУ на водителятранспортного средства.

3.10 коэффициентпериферийного освещения SR: Отношение среднейосвещенности на поверхности обочины дороги к средней освещенностина поверхности полосы движения, примыкающей к обочине.

3.11 участок состандартной геометрией проезжей части: Участок дороги, проезжаячасть которого постоянна по ширине, прямолинейна и имеет длину,которая определяется стандартными условиями наблюдения.

Примечания

1Прямолинейность проезжей части участка определяется следующимиусловиями: продольный уклон — не более 30%, радиус кривизны длякривых в плане — не менее 3000 м, радиус кривизны в продольномпрофиле — не менее 70000 м для выпуклых поверхностей дорог и неменее 8000 м для вогнутых поверхностей дорог.

2Минимальная длина участка со стандартной геометрией соответствует60 м плюс длина трех пролетов между ОП.

3.12 участок снестандартной геометрией проезжей части: Участок дороги,имеющий отклонения от стандартной геометрии

Примечание — Примерамиучастков с нестандартной геометрией являются: повороты, кольцевыепересечения, переходно-скоростные полосы, въезды и съезды сэстакад, криволинейные (в плане и профиле) участки и др.

3.13 коэффициентэксплуатации MF: Отношение среднейосвещенности на участке дороги, создаваемой ОУ к концуустановленного срока эксплуатации, к средней освещенности на том жеучастке, создаваемой ОУ в начале эксплуатации.

Как управляют наружным освещением

Блок управления наружным освещением — именно с помощью его осуществляется почасовая подача света. В народе их называют очень просто — шкафами управления. Они следят и контролируют все наружное освещение в определенной зоне. Могут дистанционно включать и отключать осветительные сети. С их помощью обеспечивается прием, учет и общее распределение электрической энергии. Также осуществляется защита отходной линии от перегрузки, а также замыканий.

Основная функция таких шкафов — управлять всем наружным освещением, это касается вечера и ночи. Именно блоки освещают города, магистрали, автодороги, поселки и дачные товарищества. Без их помощи этот процесс был бы неуправляемым и не смог действовать.

Как выглядит корпус подобного блока

Обычно корпус такого шкафа выполняется из полиэстера специальной серии, он выполнен в реактопластиковом антивандальном материале. Он практически не может воспламениться, сам тушится (спасибо прессованному полиэфиру), имеет армированное стекловолокно. Все эти материалы вместе могут обеспечить максимальный уровень прочности и надежности каждого блока. Они устойчивы к любому атмосферному влиянию и агрессивной химической среде. Именно благодаря материалу, его основных свойств и специальной технологии изготовления шкафы не могут поддерживать горение, являются максимально огнеустойчивыми. Могут выполнить процесс самозатухания при температуре практически 1000 градусов по Цельсию. Это не исключает тот факт, что в городе зачастую могут использоваться простые термопластиковые блоки, которые не имеют подобных преимуществ.

Корпус может относиться к различному уровню защиты по ГОСТу Р МЭК 536-94, что обозначает усиленную двойную изоляцию. Антивандальный пластиковый шкаф из полиэстера обладает уникальным техническим свойством: его практически нереально сломать или взломать. Также стоит упомянуть эксплуатационные характеристики, которые являются максимально надежными и долгосрочными. Приведенная в пример разновидность шкафа используется далеко не везде, но является лучшим вариантом для любой улицы. Очень часто подобные блоки используются в наружном освещении промышленных предприятий или частных зон.

Разновидности шкафов управления

Все шкафы производятся для наружной установки, поэтому оптимально подходят для управления наружным освещением. Их корпуса имеют особенные и уникальные технические характеристики. Они могут помочь:

  1. Организовать управление системой подачи света на автомагистраль или городскую дорогу.
  2. Подсветить и управлять общей системой безопасности в тоннеле, автомобильном или железнодорожном.
  3. Управлять системой энергосбережения, регулировать и диагностировать наружное освещение. При этом часто используются различные автоматизированные блоки.
  4. Освещать улицы с использованием архитектурных и дизайнерских нюансов. То же самое касается парка, любого фонтана, муниципального здания или культурного учреждения.
  5. Помогут управлять системой видеозаписи, могут сигнализировать о взломе и прочем.
  6. Управлять автомобильным движением или регулировать светофоры.
  7. Задействоваться в системах связи, то есть телекоммуникациях, слаботочном оборудовании, интернете.

Напомним, что все шкафы управления обладают различной функциональностью. Некоторые из них используются только для контроля над освещением городской зоны, другие имеют более продвинутые технические характеристики и могут использоваться в вышеперечисленных сферах. Также стоит упомянуть о способе управления блоками, оно может быть:

  • местным;
  • ручным;
  • дистанционным.

Последний пункт располагает наличие диспетчерского пункта, откуда работник контролирует весь процесс.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); Сфера деятельности службы, занимающейся наружным освещением

Служба уличного освещения выполняет техническое обслуживание, содержание и ремонт конструкций, а именно:

  • профилактика и уход за конструкциями;
  • смена ламп, контроль исправности оборудования и электросетей;
  • осмотр распределительных устройств и регулярная чистка;
  • осмотр устройств телемеханического управления, установок уличного освещения с проверкой всех элементов конструкций;
  • очистка рефлекторов, отражателей. Мелкий ремонт контактных соединений и крепежей;
  • покраска металлических поверхностей приборов с учетом того, что заниматься реставрацией покрытий необходимо 1 раз в 3 года;
  • текущий ремонт с комплексом мероприятий;
  • капитальные ремонтные работы.

В случае ручного управления системы освещения составляются графики по включению и отключению приборов.

Современные LED технологии.

Однако, следует избавиться от иллюзии, что такие светильники не требуют сервисного обслуживания. Несмотря на заверения производителей, после 5ти летней эксплуатации 1% даже качественного оборудования выходит из строя. Громоздкие и тяжелые осветительные приборы подлежат демонтажу и отправке на завод изготовитель, а на их место монтируются новые, что приводит к удорожанию обслуживания.

Некоторые крупные производители предложили свежее решение данной проблемы. Они разработали и запустили в серию линейку новых светильников, позволяющих производить замену как источника света, так и источника питания по месту проблемы без демонтажа конструкции.

3Термины и определения

Внастоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55392, ГОСТ Р 56228, а также следующие терминыс соответствующими определениями:

3.1 яркость дорожногопокрытия L, кд•м: Яркость дорожного покрытия в заданнойточке, создаваемая осветительной установкой (ОУ), в направленииводителя транспортного средства (наблюдателя), находящегося встандартных условиях наблюдения по отношению к указанной точке.

3.2 стандартныеусловия наблюдения: Условия, при которых глаз наблюдателярасположен на высоте 1,5 м над дорожным покрытием и удален отзаданной точки на расстояние, при котором значение угла междулинией зрения, направленной в указанную точку, и плоскостью дорогилежит в интервале (1,0±0,5)°.

3.3 средняя яркостьдорожного покрытия , кд•м: Яркость дорожного покрытия относительнонаблюдателя, расположенного на оси заданной полосы движения,усредненная по заданному участку дороги.

3.4 общаяравномерность яркости Отношение минимального значенияяркости дорожного покрытия к ее среднему значению .

3.5 продольнаяравномерность яркости Отношение минимального значенияяркости дорожного покрытия к ее максимальному значению , определенное по оси полосы движения, накоторой расположен наблюдатель.

3.6 освещенность надорожном покрытии , лк: Освещенность на дорожномпокрытии в заданной точке, создаваемая ОУ.

3.7 средняяосвещенность , лк: Освещенность на дорожномпокрытии, усредненная по заданному участку дороги.

3.8 равномерностьосвещенности Отношение минимального значенияосвещенности на дорожном покрытия* к ее среднему значению ._______________*Текст документа соответствует оригиналу. – Примечание изготовителябазы данных.

3.9 пороговоеприращение яркости , %: Мера слепящего действияпрямого света осветительных приборов (ОП) в ОУ на водителятранспортного средства.

3.10 коэффициентпериферийного освещения SR: Отношение среднейосвещенности на поверхности обочины дороги к средней освещенностина поверхности полосы движения, примыкающей к обочине.

3.11 участок состандартной геометрией проезжей части: Участок дороги, проезжаячасть которого постоянна по ширине, прямолинейна и имеет длину,которая определяется стандартными условиями наблюдения.

Примечания

1Прямолинейность проезжей части участка определяется следующимиусловиями: продольный уклон – не более 30%, радиус кривизны длякривых в плане – не менее 3000 м, радиус кривизны в продольномпрофиле – не менее 70000 м для выпуклых поверхностей дорог и неменее 8000 м для вогнутых поверхностей дорог.

2Минимальная длина участка со стандартной геометрией соответствует60 м плюс длина трех пролетов между ОП.

3.12 участок снестандартной геометрией проезжей части: Участок дороги,имеющий отклонения от стандартной геометрии

Примечание – Примерамиучастков с нестандартной геометрией являются: повороты, кольцевыепересечения, переходно-скоростные полосы, въезды и съезды сэстакад, криволинейные (в плане и профиле) участки и др.

3.13 коэффициентэксплуатации MF: Отношение среднейосвещенности на участке дороги, создаваемой ОУ к концуустановленного срока эксплуатации, к средней освещенности на том жеучастке, создаваемой ОУ в начале эксплуатации.

Защита осветительных сетей от токов коротких замыканий

Осветительные сети должны быть защищены от токов перегрузок и коротких замыканий в соответствие с требованиями ПУЭ, издание 7 (п.п. 6.3.25…6.3.40 ), и ГОСТ Р 50571.4.43-2012.

Для защиты могут быть применены автоматические выключатели с комбинированным расцепителем или предохранители с плавкой вставкой. Чаще можно увидеть предохранители, так как они лучше выдерживают кратковременные пусковые токи, возникающие при включении светильников. В каждом конкретном случае в проекте сети наружного освещения предусматривают наиболее подходящие способы защиты кабелей и проводов.

Аплодисменты электричеству

Первой и главной целью городского освещения было обеспечение безопасности на улицах в вечернее время. До появления фонарей жители редко выходили по вечерам на улицу. Их распорядок жизни зависел от смены дня и ночи. На освещенных улицах люди стали чувствовать себя более комфортно и безопасно.

«Самыми освещенными улицами были Тверская, где находился дом генерал-губернатора (сейчас в этом здании располагается Мэрия Москвы. — Прим. mos.ru), и Кузнецкий Мост, где было много французских лавок и магазинов

Чтобы привлечь внимание к этим заведениям, их владельцы старались осветить улицу как можно ярче», — рассказывает директор музея «Огни Москвы»

Во второй половине XIX века фонари горели до двух-трех часов ночи. Кроме улиц начали освещать бульвары и парки.

Последний керосиновый и газовый фонари в Москве погасли в 1932 году.

Решение отдать предпочтение электричеству было принято руководством страны согласно плану ГОЭЛРО.

Варианты уличного освещения

Уличное освещение городской инфраструктуры сочетает утилитарные и эстетические функции. В зависимости от месторасположения оно бывает:

Дорожное основное для магистралей и дополнительное — для второстепенных улиц и автомобильных дорог.

Для пешеходных зон. Осветительные системы располагают вдоль тротуаров и в жилых районах для безопасного перемещения и ориентации пешеходов.

Архитектурное. Оно обеспечивает подсветку зданий и памятников, создает световые акценты и способствует эффектному восприятию объектов.

Декоративное садово-парковое. Применяется для освещения скверов, парков, зон отдыха и прилегающего к различным сооружениям ландшафта. Для обозначения границ дорожек служит маркировочный свет, а с помощью локального подсвечивают с небольшого расстояния отдельные элементы.

Рекламное

Подсветка рекламных щитов, витрин магазинов, фасадов офисов различных организаций и торговых центров привлекает внимание целевой аудитории. Кроме того, она дополняет системы освещения, улучшая видимость на улицах.

Особого внимания заслуживает праздничная иллюминация, которая применяется в праздники и при проведении особых мероприятий, и создает торжественную атмосферу.

Опасность проживания вблизи ЛЭП

Может показаться, что Правила установления охранных зон направлены в основном на защиту объектов электросетевого хозяйства. Но изначально границы охранных зон определялись исходя из опасности воздействия ЛЭП на здоровье человека.

Электрическое поле крайне негативно влияет на человеческий организм. В первую очередь страдают сердечно-сосудистая и нервная системы. Однако влияние это сказывается только при длительном нахождении. Кратковременное пребывание вблизи линий ЛЭП достаточно безопасно, хотя есть люди с высокой чувствительностью, которые могут почувствовать себя плохо даже при недолгом нахождении рядом с ЛЭП.

Также бывают виды аллергий, при которых у человека при воздействии электрического поля высокого значения может начаться реакция наподобие эпилептической.

Безопасное расстояние, на котором возможно длительное пребывание людей без вреда для их здоровья, определяется как то, на котором уровень напряженности электрического поля не превышает 1 кВ/м. Именно так рассчитывают границы охранных зон воздушных ЛЭП в зависимости от проектного напряжения.

Однако владельцу земельного участка, по которому проходит охранная зона воздушной ЛЭП, не стоит думать, что за пределами этой зоны он находится в полной безопасности.

Дело в том, что приведенные расчеты учитывают только электрическое поле. А большинство ЛЭП проводят переменный ток промышленной частоты, следствием чего является возникновение электромагнитного поля.

В России исследования на тему воздействия магнитных полей на человеческий организм не проводились, однако результаты зарубежных опытов и наблюдений показали, что магнитное поле оказывает негативное влияние на здоровье человека, вызывая расстройства нервной и иммунной системы, а также повышая риск возникновения онкологических заболеваний.

При этом безопасные расстояния от ЛЭП, на которых можно длительное время находиться без вреда для своего здоровья, в несколько раз превышают установленные санитарные нормы.

Отсюда следует, что любые территории, где проходят ЛЭП, небезопасны для проживания. При этом наносимый вред не будет заметен сразу, а будет накапливаться и приводить к ухудшению здоровья постепенно.

Создание охранной зоны ЛЭП является действием, направленным на повышение безопасности всех сторон. И нарушение правил, действующих в отношении этой зоны, может привести к неприятным последствиям не только для кошелька нарушителя, но и для его здоровья и даже жизни.

Поскольку использование земли с таким обременением весьма ограничено, можно посоветовать избегать приобретения подобных участков.

При покупке земли необходимо внимательно изучить кадастровые документы на нее, а при возможности осмотреть участок лично – незанесенная в документы ЛЭП может оказаться впоследствии крайне неприятным сюрпризом, который отравит дальнейшее пользование купленной территорией.

Если же подобная ситуация все-таки произошла, стоит попытаться договориться с сетевой компанией о переносе ЛЭП за пределы участка. Однако надо понимать, что подобные мероприятия весьма затратны, и может понадобиться решение суда о переносе, если установка ЛЭП была проведена с нарушениями.

Контроль над световыми приборами

На сегодняшний день создаются все условия для наиболее экономичного использования ресурсов. Например, в уличном освещении все чаще стали использовать фотореле для экономии электроэнергии. Они способны выключать уличные приборы освещения в зависимости от наличия солнечного света. При этом полностью исключается необходимость участия в этом процессе человека.

Благодаря всем этим способам достигается минимальное участие в процессе обслуживания фонарей человека и максимальная экономия энергозатрат.

Когда же освещения недостаточно, перегоревшие лампы не меняются, можно смело составлять заявление в соответствующую службу (если речь идет о светильниках на улицах, то это районное управление), которая обязана решить этот вопрос.

Варианты организации подсветки двора

На сегодняшний день освещение придомовой территории может вестись несколькими способами.
Первый вариант организации подсветки двора предполагает размещение настенного светильника над козырьком подъезда.

Освещение входа в подъезд

Здесь может использовать любой тип светильника, а также источника света (светодиодные, люминесцентные и др.)

В последнее время для этих целей стали использовать экономные источники света, которые позволяют экономить электроэнергию, что очень важно для данного типа подсветки.
Такой вариант подсветки позволяет осветить только площадку перед входом. Поэтому он редко используется. Обычно он идет в комбинации с другими вариантами подсветки.
Второй вариант освещения двора предполагает размещение настенного уличного светильника над козырьком примерно на высоте 8.5 метров от уровня земли

Обычно он идет в комбинации с другими вариантами подсветки.
Второй вариант освещения двора предполагает размещение настенного уличного светильника над козырьком примерно на высоте 8.5 метров от уровня земли.

Второй вариант подсветки

При этом светильники должны быть расположенными к горизонту под углом 25 градусов. Такой вариант подсветки дает в разы большую площади подсветки двора, которая захватит не только площадку перед подъездом, но часть проезжей части.
Третий вариант освещения двора. Он предполагает применение использование обоих видом осветительных приборов, описанных в предыдущих вариантах.

Третий вариант подсветки двора

Кроме этого, для подсветки придомовой территории используют фонари торшерного типа. Расстояние между ними также регламентируется нормативными документами, как и нормы освещенности. С помощью таких осветительных приборов, размещенных вдоль дороги, можно качественно осветить проезжую часть, а также детские площадки и стоянки, размещенные во дворе многоквартирного дома.

Освещение двора фонарями

Самым эффективным способом подсветки придомовой территории является использование как фонарей, так и светильников, размещенных над входной дверью в подъезд.

В загородном доме

Уличное освещение на даче часто используется в эстетических целях. Для декоративной подсветки самого дома используют лампы с фильтрами разных цветов, которые сами по себе не видны. Для этих целей применяется светодиодная лента для уличного освещения или скрытая диодная уличная подсветка. Для заливающего света используют фонари. Они могут иметь разную форму, даже самую неожиданную.

Схема подключения

Уличное освещение для загородного дома имеет свою схему подключения. В её центре находится щит наружного освещения (ЩНО).

К нему подключены подсистемы внешней осветительной системы, а он сам — к сети. Щит может иметь разное количество каналов (в зависимости от того, сколько есть подсистем) и может включаться либо в ручном, либо в автоматическом режиме. Щит оснащён реле, который не допустит поступление силы тока выше допустимой. Автоматический режим работы возможен благодаря датчикам движения, который при фиксировании движения замыкает цепь и подаёт ток на нужные фонари.

Оборудование

Оборудование, которое требует уличное освещение загородного дома, условно делится на три группы: светильники, кабели и контрольные приборы

При проектировании и организации освещённости своими руками важно правильно разработать схему подключения уличного освещения. Все элементы должны технически соответствовать своему назначению и подходить для данной электрической сети

Светильники должны быть влагоустойчивыми (маркировка начинается от IP65) и иметь алюминиевый корпус. Кабель желательно выбирать бронированный и изолированный от агрессивных веществ, содержащихся в грунте.

Контрольные приборы — разные таймеры, датчики, оборудование для ручного управление, дистанционного включения и тому подобное. В таком случае уличное освещение частного дома будет выполнено правильно.

Защита осветительных сетей от атмосферных перенапряжений

В черте городской застройки, где высота домов значительно превышает высоту установки светильников, повреждения осветительных сетей прямыми ударами молний случаются крайне редко. И соответственно защиту от атмосферных перенапряжений не предусматривают.

На открытых участках и в сельской местности (так же в условиях любой малоэтажной застройки) воздушные сети наружного освещения в некоторых случаях защищают от ударов молний. Для защиты используют специальные защитные аппараты – устройства защиты от импульсных перенапряжений (УЗИП). В некоторых нормативных документах их называют УЗП – устройства защиты от перенапряжений. Широко распространены варисторные устройства, которые при превышении напряжения на нем выше заданного порогового уровня шунтируют защищаемую цепь малым сопротивлением. В первую очередь защите от атмосферных перенапряжений подлежат осветительные сети, расположенные в местах, где существует опасность возникновения пожара. Например, предназначенные для освещения мест хранения легковоспламеняющихся материалов.

Основные требования к защите воздушных линий передач (включая воздушные осветительные сети), содержатся в ГОСТ Р 50571-4-44-2011 (Раздел 443 и Приложение В) и ПУЭ, издание 7, раздел «Заземление. Защита от перенапряжений» (п.п. 2.4.38…2.4.49). Рекомендации по применению УЗИП содержатся в Техническом циркуляре Ассоциации «Росэлектромонтаж» № 30/2012. Некоторые полезные рекомендации можно найти в инструкции Правила устройства ВЛИ до 1 кВ, но ее действие отменено в 2003 году.

К сожалению, раздел ПУЭ, посвященный защите воздушных линий напряжением 0.4 кВ от перенапряжений, написан крайне неопределенными расплывчатыми фразами. Например, в п. 2.4.44 есть указание, что защитные аппараты, устанавливаемые на опорах для защиты от грозовых перенапряжений, должны присоединяться к заземлителю отдельным спуском. Здесь, судя по всему, подразумеваются УЗИП. В п. 2.4.46 содержатся требования к заземляющим устройствам, предназначенным для защиты от атмосферных перенапряжений. Но в этом пункте отсутствует прямое указание, что защита обеспечивается подключением УЗИП между проводами и заземлителем. А без подключенного УЗИП между изолированным от опоры фазным проводом и заземлителем, перенапряжение, возникшее на этом проводе, не будет уменьшено до безопасной величины. И, следовательно, возможен пробой изоляции проводов СИП. Вследствие этой неопределенности возникает много разночтений и споров о необходимости применения защиты от перенапряжений в проектах установок наружного освещения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий