Особенности применения нулевых шин

Особенности применения нулевых шин — для чего нужна нулевая шина и как она подключается правильно (видео, инструкция + 125 фото)

Нулевая шина – это одна из деталей шин сборного типа, которая используется в процессе соединения нуля и заземления. Заземляющие шины нулевого типа, являются обязательными во время обеспечения электрических сетей.

Конструкция

Прежде чем разобраться с тем, как подключить нулевую шину, следует внимательнее изучить конструкционные характеристики описываемого элемента. Нулевая шина представлена в виде жилы, отвечающей за проведение тока, её основа создана из пластмассы и задействуется для установки на DIN планку.

В проводящей ток жиле, присутствуют выемки и болты зажимного типа, они задействуются для фиксирования проводников шины, а также обеспечивают качественную внутреннюю разводку прибора распределения.

Описываемые шины разнятся друг с другом следующими элементами:

  • наличием и отсутствием корпуса;
  • числом установочных отверстий;
  • длиной.

Чтобы обеспечить хорошее соединение, шины нулевого типа, изготавливают из латуни и меди.

Детальнее, с конструкцией нулевой шины можно ознакомиться на фото.

Характеристики

Сегодня присутствуют чётко обозначенные требования касательно выбора шин нулевого типа. Главное требование заключается в том, чтобы не превышалось сечение провода этого же значения в ГЗШ. Отмечают, что в ящик можно ввести от 10 до 40 проводов.

Применение

Нулевые шины с корпусом и без, позволяют справиться с рядом важных задач:

  • присутствует возможность образования одновременно нескольких точек, которые позволят подключить нагрузки от ввода к нулю;
  • удается выполнить заземление видимого типа, используя прибор с крышкой, изготовленной из просвечивающегося материала, которая способствует закрытию клемм;
  • наблюдается увеличение эффективности применения автоматических приборов защитного формата;
  • удается создать неразрывную цепь в зоне от заземления до определенной нагрузки;
  • выполняется условие, отвечающее за разделение проводов.

Особенности установки

Монтаж такого элемента, как нулевая шина своими руками, осуществляется на DIN планку, сквозь изоляторы углового формата или в щиток.

Открытый метод монтажа (видна клеммная колодка) считается актуальным при наличии шкафа, с минимальным доступом со стороны посторонних. Закрытый метод применяется при использовании устройств, подключенных к основным составляющим системы (к примеру, электрическая установка).

В любом случае, чтобы была подключена нулевая шина на изоляторах, требуется следовать такой инструкции:

  • изучить присутствующую схему функционирования щитка и отыскать на картинке нулевую шину (представлена в виде значения N);
  • открутив пробки и установив автомат в нефункционирующее положение, осуществляется обесточивание электрического щитка;
  • к проводникам ввода подносится отвертка индикаторного типа или мультиметр, и выполняется проверка наличия напряжения;
  • учитывая конструкционные особенности нулевой шины, определяется участок для её расположения (если фиксация шины осуществляется с помощью специальных реек, то требуется выполнить их установку в щитке, если подобная фиксация отсутствует – крепеж выполняется сквозь изоляторы на незанятый участок);
  • используя специальные фиксаторы, нулевую шину требуется смонтировать на DIN планку;
  • прочность крепления проверяется за счёт выполнения «расшатывания» установленной конструкции;
  • осуществляется подключение проводника, который идет из прибора защитного отключения к одному из зажимных болтов, расположенных в нулевой шине;
  • если в цепи присутствует несколько приборов защитного подключения, то все они подвергается поочередному соединению с шиной;
  • нули, которые идут от автоматов всех веток сети, соединяют с нулей клеммой защитного прибора;
  • общий «ноль» сети соединяется с расположенным на шине, крайним зажимом;
  • выполняется проверка качества каждого соединения;
  • включается подача электрической энергии.

При строгом соблюдении всех представленных установочных пунктов, не возникает абсолютно никаких проблем с монтажом нулевой шины.

В случае отсутствия даже минимальных навыков работы с электрическими сетями, рекомендуется обратиться за помощью к специалисту, которая за небольшую плату в короткие сроки выполнить всю необходимую работу.

Назначение

Помимо ГЗШ в состав заземляющей системы входит комплект медных соединительных жил, а также специальная конструкция из металлических профилей или арматуры, называемая контуром заземления. Последний вкапывается в землю неподалёку от строения на глубину, обеспечивающую надёжный контакт металла с грунтом.

Основное назначение шины заземления – создать на вводе в сооружение особую зону, имеющую нулевой потенциал по отношению к земле. Кроме того, ГЗШ предназначается для подключения частей электрооборудования, эксплуатируемого в границах данного объекта и нуждающихся в заземлении.

В большинстве случаев заземляющая шина собирает на себе проводники, идущие от следующих конструктивных элементов:

  • основной заземляющий контур;
  • металлический корпус (корпуса) различного оборудования и трубопроводов;
  • система защиты от удара молнии (молниеотвод).

Помимо этого, к главной шине заземления подключается и так называемый «PEN проводник», входящий в состав кабельной подводки питающего напряжения и совмещающий в себе «рабочий ноль» и защитный провод.

На планке ГЗШ заземляющая шина искусственно разделяется на так называемую «нулевую рабочую» (N) и «нулевую защитную» (PE), каждая из которых имеет собственное крепление и используется по своему прямому назначению.

Благодаря такому разделению на стороне потребителя удаётся организовать «повторное» заземление, исключающее опасность поражения током при случайном обрыве PEN проводника.

Отметим также, что обустройство заземления по такой схеме возможно лишь для трансформаторных питающих линий с глухозаземлённой нейтралью.

Нулевая шина: устройство, назначение, характеристики

Нулевая шина необходима для того чтобы выполнить подключение заземляющих проводников (PE) и рабочих нулей (N). Область применения данной конструкции — сети постоянного или переменного тока с напряжением, достигающем 400 Вольт. На сегодняшний день представить сборку электрического щитка без применения специальных шин практически не возможно, поэтому в этой статье мы решили рассмотреть устройство и назначение нулевой шины.

Конструктивные особенности

При детальном рассмотрении конструкции, можно заметить, что она представляет собой токопроводящую жилу и основание, изготовленное из пластика, которое предназначено для установки на DIN рейку.

На фото внешний вид НШ:

Токопроводящая жила содержит в себе отверстия и зажимные болты, для фиксации проводников в ней, а также аккуратной и безопасной разводки внутри распределительного устройства проводников N. Различаются между собой НШ как способом монтажа (корпусом), так и количеством монтажных отверстий, соответственно длиной.

Для обеспечения качественного соединения, а также упрощения дальнейшего обслуживания, шина выполнена единым токопроводящим элементом достаточного размера из электротехнической меди или латуни. С различным количеством болтовых зажимов, к которым подводят нулевые (N) проводники.

Различают НШ в корпусе и шины заземления без корпуса, внешне токопроводящие элементы идентичны. Нулевую шину изготавливают в корпусе или устанавливают изолятор. Для правильного функционирования устройств дифференциальной защиты необходимо правильно произвести их подключение, а в распределительном щите разделить проводники N от PE. В случае металлического щита, это можно произвести только изолировав нулевой проводник от корпуса.

Назначение

Применение нулевой шины даёт возможность решать несколько очень важных проблем:

  1. Прежде всего, можно создать сразу несколько точек для осуществления подключения нагрузок от общего ввода к проводнику нулевого типа.
  2. Провести заземление видимого типа, устройством с крышкой, выполненной из прозрачного материала, которая закрывает клеммы.
  3. Значительно повысить эффективное использование защитных автоматических устройств.
  4. Обеспечить неразрывность цепи на участке от заземления до конкретной нагрузки.

Выполнить важное условие, которое предусматривает раздел проводов нулевого (защитного) и рабочего типов. О том, как разделить PEN проводник, мы рассказывали в отдельной статье.

Характеристики

Сейчас установлены очень чёткие требования к выбору нулевых шин

Самое важное правило — это не превышение сечения провода аналогичного показателя в ГЗШ. Чтобы вы понимали, существует возможность ввода в ящик от одного и до четырёх десятков проводов. К примеру, для варианта 3 на 40 предусматривается провод, сечение которого достигает 3 миллиметров при максимально допустимом подключении четырёх десятков

К примеру, для варианта 3 на 40 предусматривается провод, сечение которого достигает 3 миллиметров при максимально допустимом подключении четырёх десятков.

Что касается технических характеристик, некоторые из параметров мы предоставили в таблице ниже. У каждого производителя свои конструктивные особенности и характеристики нулевых шин. Для примера мы взяли продукцию компании IEK:

Правила установки

Монтаж НШ возможен как на специальную рейку, так и в электрический щиток. Предусмотрены варианты установки как закрытым, так и открытым способом. Открытый способ прекрасно подходит для шкафа, который будет закрытым для доступа посторонних лиц. Закрытый вариант используется в ситуациях, когда применяется оборудование, подключаемое к очень важным элементам. В качестве примера можно привести розетку силового типа для различного электрического инструмента.

На видео ниже наглядно показывается, как установить НШ на DIN-рейку и как ее можно надежнее зафиксировать:

Вот мы и рассмотрели устройство и назначение нулевой шины. Надеемся, информация была для вас полезной и интересной!

Наверняка вы не знаете:

Какими бывают нулевые шины

Нулевые шины для крепления на металлическую Дин-рейку, G-рейку или панель щита бывают изолированными и без дополнительной защиты. Изоляцией для клеммы служит плоская ПВХ основа или планка, оснащенная двумя полимерными «ножками» (например, ШНИ-6х9-6-У2-Ж от IEK). К изолятору брусок крепят по центру или по краям.


Нулевая шина без дополнительной защиты


Изолированная нулевая шина

На участках, требующих дополнительной защиты или подключения нескольких проводников: N «ноль», PE «земля», PEN «земля-ноль» применим полимерный корпус, предложенный различными цветовыми решениями: голубым для нейтрали, желтым или зеленым для заземления.

Преимущества использования шинопроводов

Шина электрическая более удобна в применении, чем группа проводов

Применение шины в электрике вместо кабельной продукции обеспечивает существенную экономию материальных, энергетических и трудовых ресурсов:

  • Монтаж занимает в 2 раза меньше времени, чем прокладка кабеля.
  • Срок службы – до 30 лет без необходимости сложного технического обслуживания.
  • Гибкая конфигурация позволяет выполнить качественный и безопасный монтаж сети в зависимости от пути ее пролегания.
  • Шинопровод имеет более эстетичный вид, чем групповая прокладка провода.
  • Экранирование проводника исключает воздействие электромагнитного поля на расположенную рядом офисную технику.
  • Конструкция пожаробезопасна и соответствует требованиям безопасности для уровня защиты IP55.

Это интересно: Какая Разболтовка на Шкода Октавия а5

Для чего нужна нулевая шина в щитке, разновидности и особенности применения в доме

С целью безопасности и удобства монтажа линий электропитания, применяются вводы с отличительными значениями, которые объединяются в общие контактные группы. Нулевая шина — контактная колодка, для безопасного подключения одновременно несколько проводников для дальнейшего питания электроустановок.

Требования безопасности ПУЭ

Система электропитания в идеале составляется по схемам, которые рекомендованы правилами устройства электроустановок (ПУЭ). В жилое помещение или на отдельный объект подключается силовой кабель, а уже последующая его разводка внутри здания обеспечивается с помощью распределительного щитка.

Для удобства такой разводки и применяется нулевая шина. Проще говоря, такое устройство представляет собой усиленный проводник в контактной зоне по открытому типу. К нему подключаются нулевые проводники при помощи винтовых соединителей.

Распространенная конструкция шины — брусок прямоугольной формы, произведенный из прочного металла с характерной проводимостью: латунь, сплавы с медью.

Шина нулевая в корпусе щитка: конструктивные особенности

Конструкция нулевой шины:

  1. Токопроводящая жила из прочного металла.
  2. Пластиковое основание, которое в дальнейшем при монтаже устройства применяется для крепления на ДИН плоскость.

В свою очередь, устройство имеет отверстия, а также зажимные болты, которые применяются с целью закрепления используемых проводников. Такие отверстия и болтики применяются для безопасной разводки проводов нейтрали. Внешне шины отличительны по длине, способу монтажа и количеству отверстий для установки.

Для упрощения сервисного обслуживания и выполнения качественных работ по соединению токопроводящих жил, применяются медные или латунные металлы.

Такие сплавы продлевают срок эксплуатации устройства, обеспечивают бесперебойную работу всей системы. Есть шины в корпусе и без корпуса, однако токопроводящие элементы любых типов устройств схожи.

Для правильной работы устройства и обеспечения дифференциальной защиты потребуется правильное подключение устройств с разделением проводников NPE в щите. Если щит металлический, дополнительно используется нулевой провод от корпуса с изоляцией.

Целевое назначение: для чего нужна

Основная цель использования такого устройства – удобство дальнейшей разводки по помещению, а также гарантия безопасности в ходе эксплуатации силовых токопроводящих жил.

Область применения — сети с напряжением максимум 400 вольт (постоянного и переменного тока).

Преимущество использования:

  1. Организация нескольких областей для присоединения нагрузок от общего ввода к проводнику нуля.
  2. Обустройство заземления видимого типа (устройство с прозрачной крышкой), который поможет прикрыть клеммник.
  3. Улучшение и оперативное подключение нескольких сетей (один узел допускает ввод до 40-ка проводников с 3-мм сечением).
  4. Неразрывная электроцепь на месте с заземлением (также до нагрузки).
  5. Разделение проводников на защитное и рабочее заземление.

Грамотное и профессиональное разделение электропроводки в доме или офисе с множеством электроточек невозможно обеспечить без применения такого простого устройства.

Правила монтажа

В зависимости от выбранного типа устройства, монтаж осуществляется несколькими методами:

  1. Крепление на DIN-рейку. (через изоляторы либо непосредственно в элетрощиток).
  2. Монтаж через угловые изоляторы.
  3. Крепление в электрощитке.

Осуществление монтажа допустимо открытым либо закрытым способом:

  1. Открытый применяется в том случае, если есть шкаф, куда доступ посторонним будет ограничен. Монтаж осуществляется с видимой клеммной колодкой.
  2. Закрытый вариант монтажа применяется в том случае, если оборудование подключается к особо важным системам, к примеру, к силовой розетке электроустановок.

После любого варианта монтажа (открытого или закрытого) не должно быть доступа к токоведущим жилам, поскольку в генерирующей установке ноль глухо заземлен, а прикосновение к точке подключения смертельно опасно

При выборе шин стоит обратить внимание на производителя и цену устройства. Так, дешевые китайские шины при эксплуатации или даже в начале монтажа могут просто лопнуть. Шина нулевая является важнейшим конструкционным элементом сборных шин

Применяется она для подключения проводников заземления и нуля. Этот элемент применяется при обеспечении электросетей как переменного, так и постоянного тока

Шина нулевая является важнейшим конструкционным элементом сборных шин. Применяется она для подключения проводников заземления и нуля. Этот элемент применяется при обеспечении электросетей как переменного, так и постоянного тока.

Назначение ГЗШ

Задача ГЗШ – обеспечить на вводе в здание или электроустановку нулевой защитный потенциал относительно земли. Для этого к ней и подключается контур заземления. С ГЗШ в конечном итоге через кабели отходящих линий или напрямую соединяются корпуса электрооборудования и сторонние проводящие части, которые могут в процессе эксплуатации оказаться под опасным потенциалом. Происходит это при нарушении изоляции внутри проводящих оболочек щитков, станций управления, корпусов электродвигателей, светильников. Все бытовые электроприборы, имеющие металлический корпус, при внутренних повреждениях тоже могут оказаться под напряжением.

Электрический контакт человека с конструкциями, оказавшимися под напряжением из-за нарушения изоляции, называют косвенным прикосновением. Различают еще прямое прикосновение, когда человек напрямую касается токоведущих частей под напряжением.

В электроустановках с системой заземления TN дополнительно произойдет еще и защитное отключение. Уходящий в контур заземления ток будет иметь значение, достаточное для срабатывания автоматического выключателя питающей линии. Если ток превысит установку срабатывания отсечки, то сработает она; если же его не хватит, то автомат отключится от перегрузки. Этот процесс и называют защитным отключением.

В системах заземления ТТ для того, чтобы произошло защитное отключение, тока может не хватить, так как заземляющие устройства питающей объект подстанции и его собственное ЗУ не связаны друг с другом электрически. Связь осуществляется только через поверхность земли. Но при этом опасный для жизни потенциал все равно будет снижен. Отличие только в способе защитного отключения – для этой цели потребуется УЗО, реагирующее не на ток короткого замыкания, а на дифференциальный ток.

Секреты и нормы монтажа

При установке нулевой шины может быть использован один из нескольких возможных типов монтажа (соответствующий прописывается в инструкции):

  • На изолятор, винтовой по центру или по краям;
  • Винтовой;
  • На рейку DIN;
  • На G-рейку.

В свою очередь, изоляторы нулевой шины могут отсутствовать или быть корпусным, типа “стойка”, комбинированным, одиночным или двойным угловым (типа ” ножка”).

Ниже представлена подробная инструкция, как подключить нулевую шину, сопровождаемая пошаговыми фотографиями:

  • Ознакомиться с подходящей схемой подключения щитка, найти нулевую шину на изображении (иконка повторяет общий вид устройства с пометкой “N”).
  • Обесточить электрический щиток, выкрутив все находящиеся пробки или поставив автоматы в неработающее положение.
  • Проверить отсутствие напряжения, поднеся к вводным проводникам индикаторную отвертку или мультиметр.
  • Определить место для размещения шины в зависимости от ее конструктивных особенностей (если предусмотрена фиксация к специальным планкам, то установите необходимые в щитке, если нет – крепите через изоляторы на свободное место).
  • Установить на DIN или G планку, воспользовавшись специальными фиксаторами, или непосредственно в щиток, используя винтовой тип монтажа с центра или боков (где размещен изолятор).
  • Проверить надежность креплений, попробовав “расшатать” установленную конструкцию.
  • Подключить проводник, идущий из устройства защитного отключения в один из зажимных болтов шины.
  • Если в цепи предусмотрено два и более устройства защитного подключения, то каждый из них последовательно соединяется с шиной.
  • Соединить нулевые проводники, идущие от автоматов каждой ветки сети, с соответствующей клеммой нулевого защитного устройства.
  • Общий “ноль” сети соединить с крайним зажимом на нулевой шине.
  • Проверить правильность и качество всех произведенных соединений.
  • Включить подачу электричества.

В процессе работы важно следовать правилам техники безопасности:

  • Монтировать только при отсутствии тока в жилах;
  • Использовать специальные зажимы, клеммы, а не самодельные “скрутки”;
  • Обеспечить хороший контакт проводов, при необходимости подрезать и зачистить их концы;
  • Не допускать наложения, скруток, обломов и преломления проводов;
  • Не пренебрегать маркировкой проводников любым доступным способом (цветом, подписью, знаками).

Нулевая линия – неотъемлемая часть любой электрической сети, поэтому важно правильно организовать ее функционирование внутри щитка. Нулевая шина обеспечит порядок и возможность последовательного подключения всех контактов, чтобы обеспечить безопасное, комфортное и полноценное пользование электроэнергией

КомпанияПредложение
Кредитная карта Альфа-Банк

заявка на карту

Беспроцентный период — до 100 дней. Выпуск кредитной карты — бесплатно

Сумма кредита — до 300 000 рублей. Беспроцентный период — до 55 дней!

До 12 месяцев — период рассрочки на покупки у партнеров; 0% — процент на покупки в рассрочку; Бесплатно — оформление и обслуживание карты; 40 000 магазинов партнеров.

До 10% на остаток по счету; Бесплатное снятие наличных в любом банкомате мира; Cashback до 30% за покупки по спецпредложениям; Для граждан любых стран.

Кредит наличными в Совкомбанк: Сумма кредита — от 5 000 до 100 000 рублей; Срок кредита — 12 месяцев; Процентная ставка — от 12% годовых; Возраст — от 35 до 85 лет.

ЛокоБанк Потребительские Кредиты: Кредит до 5 000 000 рублей; Ставка от 9,4%; Срок до 7 лет;

КРЕДИТ НАЛИЧНЫМИ. ВКЛАД «Отличный старт». КРЕДИТНАЯ КАРТА «ДОРОЖНАЯ».

Допустимый длительный ток для шин прямоугольного сечения

Размеры,мм

Медные шины

Алюминиевые шины

Стальные шины

Ток

, А, при количестве полос на полюс или фазу

Размеры, мм

1

2

3

4

1

2

3

4

15 х 3

210

165

16 х 2,5

55/70

20 х 3

275

215

20 х 2,5

60/90

25 х 1

340

265

25 х 2,5

75/110

30 х 4

475

365/370

20 х 3

65/100

40 х 4

625

– /1090

480

– /855

25 х 3

80/120

40 х 5

700/705

– /1250

540/545

– /965

30 х 3

95/140

50 х 5

860/870

– /1525

– /1895

665/670

– /1180

– /1470

40 х 3

125/190

50 х 6

955/960

– /1700

– /2145

740/745

– /1315

– /1655

50 х 3

155/230

60 х 6

1125/1145

1740/1990

2240/2495

870/880

1350/1555

1720/1940

60 х 3

185/280

80 х 6

1480/1510

2110/2630

2720/3220

1150/1170

1630/2055

2100/2460

70 х 3

215/320

100 х 6

1810/1875

2470/3245

3170/3940

1425/1455

1935/2515

2500/3040

75 х 3

230/345

60 х 8

1320/1345

2160/2485

2790/3020

1025/1040

1680/1840

2180/2330

80 х 3

245/365

80 х 8

1690/1755

2620/3095

3370/3850

1320/1355

2040/2400

2620/2975

90 х 3

275/410

100 х 8

2080/2180

3060/3810

3930/4690

1625/1690

2390/2945

3050/3620

100 х 3

305/460

120 х 8

2400/2600

3400/4400

4340/5600

1900/2040

2650/3350

3380/4250

20 x4

70/115

60 х 10

1475/1525

2560/2725

3300/3530

1155/1180

2010/2110

2650/2720

22 x4

75/125

80 х 10

1900/1990

3100/3510

3990/4450

1480/1540

2410/2735

3100/3440

25 x4

85/140

100 х 10

2310/2470

3610/4325

4650/5385

5300/6060

1820/1910

2860/3350

3650/4160

4150/4400

30х4

100/165

120 х 10

2650/2950

4100/5000

5200/6250

5900/6800

2070/2300

3200/3900

4100/4860

4650/5200

40 х 4

130/220

50 x4

165/270

60х4

195/325

70х4

225/375

80х4

260/430

90х4

290/480

100 x4

325/535

Преимущества установки нулевой планки в распределительном шкафу

Не все понимают важность подобного монтажа, считая, что если в щитке необходимо объединить всего 3-4 жилы, это можно сделать при помощи обычной скрутки. На это можно ответить, что достаточно такой коммутации оказаться под хорошей нагрузкой, и уже через 20-30 минут изоляция начнет разогреваться, после чего вспыхнет. Стоит разобрать, какие преимущества дает установка нулевой шины в щитке:

Стоит разобрать, какие преимущества дает установка нулевой шины в щитке:

  1. Наличие множества точек, к которым можно подключить провода нейтрали.
  2. Обеспечение легкого доступа для возможности обслуживания при ревизии электрических силовых шкафов.
  3. Повышение эффективности работы элементов защитной автоматики за счет отсутствия нагрева.

Нулевая шина

Шина нулевая на Дин-рейке

Подключение заземляющих и нейтральных рабочих проводников выполняется с помощью нулевой шины. Ее конструкция состоит из токопроводящей жилы и пластикового основания, которое монтируется на DIN рейку. Жила изготавливается из специальной электротехнической меди или латуни. В конструкции токопроводящего элемента имеются отверстия и зажимные болты. Их наличие позволяет выполнить аккуратную и безопасную разводку кабелей в узлах распределительных устройств. Модели нулевых шин изготавливают разной длины, что позволяет проделать в жиле требуемое количество монтажных отверстий. Основная область их применения – сети переменного или постоянного тока, рассчитанные на рабочее напряжение до 400В.

Благодаря применению нулевой шины удастся:

  • повысить эффективность используемых защитных автоматических устройств;
  • создать одновременно несколько точек подключения нагрузок к нулевому проводнику;
  • аккуратно и безопасно разделить нулевые и рабочие проводники;
  • выполнить заземление видимого типа с использованием пластикового устройства с крышкой для защиты клемм;
  • смонтировать единую цепь от точки заземления до каждой нагрузки.

Монтаж нулевой шины выполняется непосредственно внутри электрического щитка или на металлическую рейку с помощью болтового соединения. Различают открытый и закрытый способы монтажа. Первый вариант предусмотрен для электрических шкафов с закрытой конструкцией, что исключает доступ посторонних лиц к внутреннему содержимому. Монтаж закрытым способом оптимален для сетей, к которым подключается дорогостоящее энергоемкое оборудование – станки и механизмы, электроинструмент и т.д.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий