Что же нужно сделать для того, чтобы поставить объект негативного воздействия на учет? Сначала необходимо корректно оформить заявку о постановке на учет объектов НВОС. Форма данной заявки уже давно существует, с конца прошлого года, она была утверждена Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554. Можно скачать эту форму и заполнить вручную, она есть в свободном доступе. Чтобы процесс упростить, Вы можете воспользоваться нашей программой «Регистрация объектов». С её помощью это действие можно заметно ускорить и упростить. Заявку необходимо подать до 31 декабря 2016 года, но весьма вероятно, что срок будет увеличен еще на год.
После того, как заявка о постановке объектов негативного воздействия сформирована, её нужно передать на рассмотрение в Росприроднадзор. Срок рассмотрения заявки составляет 10 дней, начиная со дня подачи. В случае если она заполнена корректно, то объекту негативного воздействия будет присвоен код и категория (I-IV). Код объект получает в соответствии с Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 553, категорию – в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Как только это будет сделано, Вы получите «Свидетельство о постановке объекта на учёт», содержащее код и категорию объекта НВОС, информацию об отношении объекта к тому, или иному уровню государственного контроля. Категория негативного воздействия в будущем может быть пересмотрена после процедуры актуализации сведений об объекте, однако регламента по этому процессу пока нет.
Как поставить объект НВОС на госучет
Вне зависимости от организационно-правовой формы абсолютно все организации обязаны поставить объекты НВОС на государственный учет, то есть внести их в реестр таких объектов в соответствии с законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Речь идет именно о тех объектах, на которых ведется хозяйственная либо любая другая деятельность.
Государственный реестр внутри имеет два уровня:
- К федеральному реестру относятся объекты, находящиеся в ведении Федерального государственного экологического надзора. Постановление Правительства РФ «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» от 28.08.2015 № 903 говорит само за себя. Поэтому определение уровня реестра необходимо производить, основываясь на содержимом именно этого постановления.
- Объекты, не вошедшие в этот перечень, учитываются в региональном реестре.
При включении в реестр объекту выдается свидетельство, в котором указываются соответствующая категория и код объекта, то есть не повторяющийся во времени уникальный номер, который необходимо сохранять до ликвидации данного объекта. Также в свидетельстве приводятся ИНН, ОГРН, ОКПО, наименование, адрес местонахождения, тип и дата ввода в эксплуатацию объекта.
Категории объектов НВОС
К категории I относятся объекты, производящие выбросы веществ, наиболее опасных как для людей, так и для природы (вещества первого и второго классов опасности). Как правило, это объекты, на которых ведется добыча и переработка полезных ископаемых, химическое и металлургическое производство.
Объекты, занимающиеся теми же видами деятельности, что и объекты категории I, но производящие меньшее количество выбросов, относятся к категории II. Например, это объекты предприятий нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, целлюлозно-бумажной, пищевой промышленности, а также объекты, относящиеся к транспортной инфраструктуре (аэропорты, железнодорожные вокзалы, крупные морские и речные порты).
Если объект загрязнения имеет стационарный источник, производит свыше 10 тонн выбросов в год, при этом в их составе отсутствуют вещества первого и второго классов опасности, то такой объект относится к категории III. Если предприятие использует воду для промышленных нужд, то ему тоже присваивается категория III. Объекты первых трех категорий обязаны вести на предприятии программу производственного экологического контроля (ПЭК), то есть строгий учет всех сбросов и выбросов, и представлять отчетность.
Если объект использует воду только для бытовых потребностей и сбрасывает ее в городскую канализацию, а объем выбросов не превышает 10 тонн ежегодно, то такой объект относится к категории IV. В основном это офисные помещения, школы, больницы, детские сады.
Объект не нужно ставить на учет только при условии, что он не подпадает ни под один из критериев, перечисленных в постановлении Правительства РФ «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» от 28.09.2015 № 1029.
Категория объекта НВОС может быть изменена в случае обновления данных об объекте:
- замена юридического лица или ИП;
- изменение наименования, адреса юридического лица;
- изменение адреса, личных данных ИП;
- изменение места нахождения объекта;
- изменение характеристик технологических процессов;
- изменение характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
После изменения (обновления) данных об объекте выдается свидетельство об актуализации учетных сведений.
Субъекты, не подлежащие постановке на государственный учет объектов негативного воздействия
Предприятие не оказывает неблагоприятного воздействия, если оно:
- Производит лишь бытовые отходы.
- У него нет стационарных источников выброса.
- Воздействует на среду, лишь образуя, накапливая и перевозя отходы.
- Не содержит признаков, позволяющих отнести его к одной из четырех категорий.
На учет ставятся объекты НВОС по месту нахождения, где и подаются заявки.
Строящиеся объекты на учет не ставят. Это делают лишь после введения в эксплуатацию. Внесение заведомо недостоверных данных карается штрафом.
Если же были допущены незначительные случайные ошибки, то возможно их исправление. Следует внимательно проверять документы перед отправкой.
Проведение инвентаризации источников НВОС (выбросы, сбросы, отходы)
Для того, чтобы получить информацию об источниках выбросов, сбросов и отходов необходимо провести инвентаризацию и составить отчет по ее итогам. То, какой именно вид инвентаризации необходимо провести объекту НВОС, зависит от хозяйственной деятельности объекта.
Инвентаризация выбросов – процесс сбора и дальнейшего упорядочивания всех полученных сведений об источниках выбросов на предприятии, о классе опасности данных источников и других параметров, количестве и составе выбросов вредных веществ в атмосферу.
26.04.2019 г. в силу вступил новый Порядок проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Со всеми особенностями данного Порядка можно ознакомиться в Приказе Минприроды России №352 от 07.08.2018 г. «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».
Инвентаризация отходов – учет количества отходов, которые образуются в результате деятельности предприятия и их расчет.
Необходимость проведения инвентаризации объектов размещения отходов подтверждается Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018, с изм. от 19.07.2019) «Об отходах производства и потребления». В п.2 ст. 11 сказано, что необходимо проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Инвентаризация сбросов – сбор и учет данных о загрязняющих веществах, попадающих в водные объекты в результате деятельности предприятия.
В Постановлении Правительства РФ от 13.07.2019 N 891 «Об утверждении Правил проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду» подробно описываются Правила инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Кроме того, в документе прописано кому и зачем необходимо проводить инвентаризацию сбросов.
В данном материале мы делаем акцент на том, что проведение инвентаризации необходимо каждому объекту негативного воздействия на окружающую среду для постановки на учет и закреплению за ним той или иной категории НВОС.