Общая информация
Расстояние между двумя соседними опорами освещения называется пролётом. Его размер зависит от таких основных факторов, как:
- тип освещаемой зоны;
- высота опор;
- мощность источников света;
- их тип и конфигурация;
- расположение опор относительно освещаемой зоны;
- особенности рельефа местности.
Например, если в современных системах уличного освещения используются LED технологии, то при расчёте делается поправка на потребляемую мощность и интенсивность излучаемого света. Эти параметры отличаются, если применяются газоразрядные лампы и лампы накаливания. В частности, светодиодные источники света обладают более высокой эффективностью. Грубо говоря, дают больше света, потребляя меньше электроэнергии.
Что касается типа освещаемой зоны и расстояния между опорами, то в этом плане оно рассчитывается, исходя из требований освещённости. Найти их можно в документе СН 541-82. Инструкция по проектированию наружного освещения городов, посёлков и сельских населённых пунктов. К примеру, на оживлённых дорогах требуется более интенсивное освещение, чем на улицах местного значения с низким количеством проезжающего транспорта и передвигающихся людей.
Стоимость работ по установке
Стоимость столбов освещения просчитывается, исходя из их размеров, производителя и типа используемого материала при изготовлении.
Цены на деревянные опоры колеблются от 2000 рублей за штуку до 7000 рублей. Стоимость бетонных изделий находится в диапазоне от 4000 до 13000 руб. за штуку, железобетонных от 4500 до 14000 руб. Цена металлические столбов освещения – от 3500 руб. до 20000 руб.
Следующий этап после покупки столбов – их доставка к месту монтажа. Здесь затраты целиком зависят от дальности. Стоимость монтажа стяжки плюс бурение и установка опоры составляет в среднем 3-3,5 тыс. рублей за один столб.
Что собой представляют уличные настенные влагозащищенные светодиодные светильники узнаете здесь.
Установка бетонных опор
Расчет опор производится СНиП 2.02.01-83 и «Руководство по проектированию ЛЭП и фундаментов ЛЭП…». Расчет идет по деформации и по несущей способности.
Чтобы закрепить промежуточную опору типа П10-3(4) нужно просверлить цилиндрический котлован диаметром 35-40 см, на глубину 2000 -25000 мм. Установочный ригель на такую опору не нужен.
Анкерные угловые и анкерные ответвительные опоры, обычно монтируются с установочными ригелями
Обращу внимание, что ригеля могут ставиться на нижний край опоры и подкоса, закапываемого в землю и/или на верхний край опоры, по верху котлована. Ригеля обеспечивают дополнительную устойчивость опоры
Глубина закапывания опоры зависит от промерзания грунта. Обычно 2000-2500 мм.
Уличное освещение на столбах. Нормы освещенности и требования к опорам
Трудно себе представить улицы в вечернее время без освещения. Но мало повесить фонари уличного освещения на столб, нужно сделать это правильно в соответствии с существующими правилами. Уличное освещение должно отвечать требованиям, установленным в СНиПах. Регламентируется не только яркость такого освещения, но еще и расположение столбов, расстояние между ними, фундамент и выбор кронштейна.
Нормы уличного освещения
Нормы освещенности уличного освещения с 1995 года регламентируются по СНиП СН 541-82 и обеспечивают качественную работу осветительных установок, экономию электроэнергии, безопасность использования и удобство обслуживания. В 2011 году были внесены изменения, касающиеся внедрения светодиодной техники.
Освещение ценных архитектурных ансамблей, памятники и культурных центров в вечернее время является обязательным. Освещение улиц, площадей и дорог должно проходить с учетом светоотражательной характеристики дорожного покрытия. Асфальтобетонные покрытия разделяют на шероховатые, гладкие и осветленные. Даже использование уличных гирлянд во время праздников имеет свои особенности, о которых можно прочесть тут.
Для различных зон освещаемой площади установлены свои нормы. Например, для оздоровительных и детских площадок – горизонтальная освещенность 10лк.
Уличные светильники должны располагаться на опорах или тросах. Возможно располагать светильник на стенах зданий в микрорайонах, если при таком монтаже будут выполнены условия:
- экономии;
- централизованное управление;
- возможности обслуживания на автоподъемниках;
- защиты от падения воды с крыш.
Требования к яркости освещения
Все уличные объекты разделены на категории и имеют норму по средней горизонтальной освещенности покрытия:
- А, дороги с магистральной функцией, главные улицы города – 15-20лк.
- Б, магистральные улицы районного значения – 10-15лк.
- В, дороги местного значения – 4-6 лк.
Если интенсивность для категорий А и Б превышает более 2000 единиц транспорта в час, или дороги являются сильно запыленными, светильник должен соответствовать по степени защиты исполнению IP54. Максимальная защита возможна при исполнении IP65, например, в транспортных тоннелях.
Виды опор
Виды опор выбирают в первую очередь с учетом экономичности материала. На сегодняшний день существуют металлические опоры для наружного освещения (чугун, оцинкованная сталь, алюминий, а также из дерева, пластика, композитные. Неметаллические опоры обычно являются дополнением декора. Независимо от вида, все опоры для освещения должны обладать повышенной прочностью и быть стойкими к климатическим воздействиям.
Железобетонные опоры освещения
Основным расположением уличных фонарей является опора (столб или мачта). Для экономии в некоторых случаях это могут быть стены зданий. Там, где использовать собственную опору экономически нецелесообразно, например на улицах с электротранспортом, светильники размещают на опорах контактной сети. Где это вообще невозможно, например на многополосных магистралях или на дорогах с рядовой посадкой деревьев, используют тросы, струны, крепежные кабели.
Тросы крепят к ограждениям зданий с обязательным использованием амортизатора.
Уличные светильники могут быть трех категорий:
- Ландшафтные, выполняющие преимущественно функцию декоративного освещения дорожек, тропинок, беседок.
- Общие уличные размещают на высоких основах для охвата большей площади без использования рассеивателей.
- Архитектурная подсветка, выделение отдельных элементов, информационных объектов, рекламы, фонтанов.
Для общего уличного освещение используют стальные или железобетонные основы. Другие материалы используют для придания опоре декоративности. В качестве источников света могут быть использованы самые различные светильники и лампы, о которых можно прочесть здесь.
Требования к расположению столбов освещения
Расчет опор освещения и расположения столбов, так же как выбор системы освещения и типа источника света, является частью технико-экономического анализа и так же соответствует СНиПу.
Деревянные столбы
Это первые столбы, которые стали использоваться для освещения улицы. Обычно они сосновые. Они мало весят, поэтому их удобно устанавливать и перевозить. Получается, что и услуги по их монтажу дешевле. Чтобы их монтировать, зачастую не нужна даже специальная техника.
Несмотря на слабую устойчивость к морозу и ветрам, они хорошо переносят грунт высокой влажности. Древесина обладает отличными изоляционными свойствами. Поэтому пешеходы надёжно защищены от удара током
А ещё лишняя электроэнергия уходит в землю – это тоже немаловажно для экономии средств
Деревянные опоры для фонарей уличного освещения
Монтаж столбов для уличного освещения
Установка осветительных приборов предварительно согласовывается с заинтересованными ведомствами. Самовольно устанавливать уличные опоры запрещается и наказывается штрафом. В России получить разрешение на устройство освещения не сложно. Это делается ещё на стадии создания проекта сооружения или комплекса. Возможно создание отдельного проекта на освещение территории, улицы или объекта.
Разработка проекта
Уличный столб независимо от вида, высоты и назначения устанавливается только в соответствии с ранее разработанным проектом. При создании проекта учитываются следующие данные:
- Рельеф местности
- Необходимый уровень освещённости
- Устройство системы управления осветительными приборами
- Количество и тип осветительных приборов
- Способы монтажа конструктивных элементов
- Соответствие нормам электробезопасности
- Подключение к электропитанию и пр
В процессе разработки проектной документации обязательно учитываются существующие линии коммуникаций.
Правила размещения осветительных опор
Расстояние между уличными столбами для освещения регламентируется СНиП. При расчёте расстояния учитывается уровень освещённости, высота столбов, тип источника света (люминесцентный, светодиодный и пр.). Строительные нормы содержат указания на требуемые расстояния от опоры до бордюра (не менее 1 м) или края дороги (не менее 1,5 м).
Способы монтажа столбов
Установка опор освещения производится одним из следующих способов. Первый способ подразумевает монтаж путём погружения нижней части столба в грунт. Такой способ обычно используют для деревянных и железобетонных конструкций. Демонтаж при этом произвести невозможно.
Второй способ заключается в установке опоры на предварительно подготовленный фундамент. В этом случае при необходимости осветительный столб может быть без проблем перенесен в другое место. Такой способ применяют для дорогостоящих металлических и иногда для железобетонных опор. Фундамент заливается из бетона или собирается из металлоконструкций.
Ещё один способ заключается в закреплении в фундаменте трубы, в которую затем вставляется уличный столб и фиксируется специальными креплениями. В этом случае труба придаёт конструкции дополнительную устойчивость и защищает от воздействия агрессивных сред.
Прайс-лист на граненые опоры наружного освещения — розница
Цены на многогранные опоры освещения (ОГК). Действительны с 19.12.2019 ТУ 34600-0181-00244676-04. Материал — сталь марки 3ПС, толщина 3-4 мм.
Опоры граненые конические фланцевые оцинкованные ( подземная подводка кабеля) | цена в руб./шт с НДС |
Многогранная коническая опора ОГКф3,0 м (покрытие гор.цинк по ГОСТ 9.307-89) | 5 606,00 ₽ |
Многогранная коническая опора ОГКф 4,0 м (покрытие гор.цинк по ГОСТ 9.307-89) | 7 300,00 ₽ |
Многогранная коническая опора ОГКф 5,0 м (покрытие гор.цинк по ГОСТ 9.307-89) | 8 200,00 ₽ |
Многогранная коническая опора ОГКф 6,0 м (покрытие гор.цинк по ГОСТ 9.307-89) | 10 500,00 ₽ |
Многогранная коническая опора ОГКф 7,0 м (покрытие гор.цинк по ГОСТ 9.307-89) | 12 850,00 ₽ |
Многогранная коническая опора ОГКф8,0 м (покрытие гор.цинк по ГОСТ 9.307-89) | 17 650,00 ₽ |
Многогранная коническая опора ОГКф 9,0 м (покрытие гор.цинк по ГОСТ 9.307-89) | 20 180,00 ₽ |
Многогранная коническая опора ОГКф 10,0 м (покрытие гор.цинк по ГОСТ 9.307-89) | 23 150,00 ₽ |
Многогранная коническая опора ОГКф 12,0 м (покрытие гор.цинк по ГОСТ 9.307-89) | 33 360,00 ₽ |
Многогранная коническая опора ОГКф 14,0 м (покрытие гор.цинк по ГОСТ 9.307-89) | 63 800,00 ₽ |
Многогранная коническая опора ОГКф 16,0 м (покрытие гор.цинк по ГОСТ 9.307-89) | 73 270,00 ₽ |
Многогранная коническая опора ОГКф 16,0 м-130 (покрытие гор.цинк по ГОСТ 9.307-89) | 86 250,00 ₽ |
Опоры граненые конические прямостоячные оцинкованные ( подземная подводка кабеля) | цена в р/шт с НДС |
Многогранная коническая опора в грунт ОГК- 3,0 м(Г) (покрытие гор.цинк по ГОСТ 9.307-89) | 6 670,00 ₽ |
Многогранная коническая опора в грунт ОГК- 4,0 м(Г) (покрытие гор.цинк по ГОСТ 9.307-89) | 9 200,00 ₽ |
Многогранная коническая опора в грунт ОГК- 5,0 м(Г) (покрытие гор.цинк по ГОСТ 9.307-89) | 10 850,00 ₽ |
Многогранная коническая опора в грунт ОГК- 6,0 м(Г) (покрытие гор.цинк по ГОСТ 9.307-89) | 12 550,00 ₽ |
Многогранная коническая опора в грунт ОГК- 7,0 м(Г) (покрытие гор.цинк по ГОСТ 9.307-89) | 20 100,00 ₽ |
Многогранная коническая опора в грунт ОГК- 8,0 м(Г) (покрытие гор.цинк по ГОСТ 9.307-89) | 23 800,00 ₽ |
Многогранная коническая опора в грунт ОГК- 9,0 м(Г) (покрытие гор.цинк по ГОСТ 9.307-89) | 25 550,00 ₽ |
Многогранная коническая опора в грунт ОГК- 10,0 м(Г) (покрытие гор.цинк по ГОСТ 9.307-89) | 27 900,00 ₽ |
Многогранная коническая опора в грунт ОГК- 16,0 м(Г) (покрытие гор.цинк по ГОСТ 9.307-89) | 62 100,00 ₽ |
Внимание! Фундаментные блоки к опорам от 4 до 10 метров всегда в наличии. Звоните
Закладные детали фундамента для граненых фланцевых опор( подземная подводка кабеля) | Цена в р/шт с НДС |
Фундаментный блок ФМ 0,108-1,0 ( покрытие грунт ГФ 021/лак БТ 577) | 2 000,00 ₽ |
Фундаментный блок ФМ 0,108-1,2 ( покрытие грунт ГФ 021/лак БТ 577) | 2 000,00 ₽ |
Фундаментный блок ФМ 0,133-1,0 ( покрытие грунт ГФ 021/лак БТ 577) | 2 900,00 ₽ |
Фундаментный блок ФМ 0,133-1,5 ( покрытие грунт ГФ 021/лак БТ 577) | 3 300,00 ₽ |
Фундаментный блок ФМ 0,159-1,5 ( покрытие грунт ГФ 021/лак БТ 577) | 4 300,00 ₽ |
Фундаментный блок ФМ 0,159-2,0 ( покрытие грунт ГФ 021/лак БТ 577) | 4 900,00 ₽ |
Фундаментный блок ФМ 0,159-2,5 ( покрытие грунт ГФ 021/лак БТ 577) | 5 750,00 ₽ |
Фундаментный блок ФМ 0,219-2,0 ( покрытие грунт ГФ 021/лак БТ 577) | 11 500,00 ₽ |
Фундаментный блок ФМ 0,219-2,5 ( покрытие грунт ГФ 021/лак БТ 577) | 14 400,00 ₽ |
Фундаментный блок ФМ 0,219-3,5 ( покрытие грунт ГФ 021/лак БТ 577) | 16 700,00 ₽ |
Более подробно ознакомиться с номенклатурой опор и фундаментных частей вы можете на странице Технические характеристики.
Расчет параметров размещения осветительных опор
Перед началом установки фонарных столбов требуется провести все необходимые расчеты и замеры, а именно:
- наиболее приемлемая расстановка опор со светильниками с учетом дистанции их отдаления от близлежащих конструкций и объектов непосредственно каждой единицы линии освещения;
- длина будущего пролета, рассчитанная от одного столба к другому.
В первом случае изменить расстояние расположения монтируемых опор не удастся, так как их установка выполняется без отклонений от установленных норм. А вот с определением длины пролетов возникают серьезные трудности, они могут немного смещаться на несколько метров. Это связано со следующими нюансами:
- численность монтируемых светильников, размещенных на столбе;
- мощность конкретно каждого осветительного прибора;
- высота, на которой будут устанавливаться светильники.
Параметры для расчета расстояний между опорами освещения При проведении расчетов и использовании специальных таблиц, которые регламентируют правила освещения улиц и дорог, можно составить план с разметкой установки осветительных столбов.
При использовании данных из таблиц упрощается процесс расчета необходимых параметров для каждого индивидуального объекта. Каждая линия освещения имеет свои особенности, что в итоге может повлиять на отклонение от установленных правил. Но во всяком случае монтаж опор для светильников в городской местности сводится к наиболее благоприятным 35 метрам между близстоящими столбами.
Важным нюансом для монтажа осветительных приборов является их шаг относительно высоты установки. Существует четыре типа размещения осветительных приборов:
- одностороннее – шаг до 5:1;
- прямоугольного вида и осевого – до 5:1;
- шахматное – до 7:1.
Уличное освещение по разделительной полосе При использовании приведенной таблицы необходимо знать, что указанные в ней данные относятся к максимальным значениям. Эти цифры опираются на утвержденные и нормированные параметры размещения опор со светильниками.
Расстояние между фонарными столбами, опорами освещения
При установке фонарных столбов, осветительных опор в городе, вдоль дороги, расстояние между опоры наружного освещения города определяется исходя из количества осветительных фонарей установленных на опоре, их мощности и высоты установки светильника над дорогой. Расстояние между осветительными столбами железобетонными при установке фонарных столбов вдоль дорог определяется по этой же таблице. Расчет расстояния между опорами освещения выполнен на основании норм освещенности дорог. Данный расчет позволяет ответить на вопросы: “Сколько метров между фонарными столбами освещения?”, “Какое расстояние между фонарными столбами?”, “Какой пролет между столбами освещения?”. Отношение шага светильников к высоте их подвеса на улицах и дорогах всех категорий должно быть не более 5:1 при одностороннем, осевом и прямоугольном размещении светильников и не более 7:1 при шахматной схеме размещения. В таблице даны максимальные расстояния между опорами освещения с учетом требуемой освещенности дорожного полотна.
Количество и тип светильника,на одной опоре | Высотаустановкисветильника, метр | Расстояниемежду опорами освещения, м | Тип осветительной лампымощность, Вт | Установленнаямощность освещения на 1 км,кВт |
---|---|---|---|---|
4 Х ЖКУ 50-400-001 | 20 (ВМО20, ОГКС 20) | 65 | ДНаТ 400 | 30 |
1 Х ЖКУ 30-250-001 | 12 | 36 | ДНаТ 250 | 16,5 |
1 Х ЖКУ 40-250-001 | 12 | 36 | ДНаТ 250 | 16,5 |
1 Х ЖКУ 50-250-001 | 12 | 36 | ДНаТ 250 | 16,5 |
2 Х ЖКУ 40-250-001 | 12 | 31 | ДНаТ 250 | 19,5 |
2 Х ЖКУ 50-150-001 | 11,3 | 35 | ДНаТ 150 | 10 |
1 Х ЖКУ 30-250-001 | 12 | 39 | ДНаТ 250 | 15,5 |
1 Х ЖКУ 40-250-001 | 12 | 33 | ДНаТ 250 | 18 |
1 Х ЖКУ 50-250-001 | 12 | 45 | ДНаТ 250 | 13,5 |
1 Х ЖКУ 40-250-001 | 12 | 36 | ДНаТ 250 | 8 |
1 Х ЖКУ 30-150-001 | 12 | 39 | ДНаТ 150 | 9 |
1 Х ЖКУ 40-250-001 | 12 | 39 | ДНаТ 250 | 15,5 |
Сколько метров между опорой и дорогой при выполнении электромонтажа столбов освещения
Электромонтаж светильников наружного освещения осуществляется на опорах уличного освещения, мачтах осветительных, столбах линий электропередач и других сооружениях. Чтобы осветить ту или иную часть территории улицы, требуется смонтировать систему наружного освещения согласно нормам установки электроопор.
Электромонтаж опоры наружного освещения требуется выполнять в соответствии с нормами ПУЭ “Правила устройства электроустановок”.
Минимальное расстояние от края проезжей части дороги до опор освещения:
Установка опор уличного освещения вдоль дорог, улиц, площадей должна быть выполнена на расстоянии не менее 1 метра от бордюра дороги на магистральных улицах с интенсивным автомобильным движением, и осветительные опоры располагают на расстоянии не менее 0,6 метра от бордюра на других дорогах. Это расстояние допускается уменьшить до 0,3 метра при отсутствии маршрутов движения городского транспорта и грузовых автомобилей, что допускают нормы. При отсутствии бордюра расстояние от дороги до опоры освещения должно быть не менее 1,75 метра. На территориях предприятий расстояние от осветительной опоры до проезжей части принимается не менее 1 метра. Опоры освещения улиц и дорог допускается устанавливать на центральной разделительной полосе при ее ширине 5 м и более, а также на разделительной полосе шириной 4 м при наличии стационарного ограждения и размещения опор в створе этого ограждения. Осветительная опора не должна находиться между пожарным гидрантом и проезжей частью улицы или дороги (запрещают нормы ПУЭ). Осветительные столбы на пересечениях и примыканиях улиц и дорог должны устанавливаться не ближе 1,5 м до начала закругления, не нарушая единого строя линии установки опор.
На закруглениях улиц и дорог с радиусом в плане по оси проезжей части от 60 до 250 м металлические столбы освещения при их одностороннем расположении должны, как правило, размещаться по внешней стороне дороги, при невозможности размещения опор освещения по внешней стороне закругления допускается расположение фонарей по внутренней стороне с дополнительным уменьшением шага опор освещения. В осветительных установках транспортных развязок и городских площадей допускается использовать высокие опоры (20 м и выше) при соответствующем технико-экономическом обосновании и обеспечении удобства обслуживания светильников.
Если подвод кабеля электроснабжение наружного освещения осуществлено воздушной линией электропередач, то расстояние от опоры освещения до балконов, террас и окон жилых домов должно быть не менее 1 метра.
Расстояние между столбами освещения
Основной фактор в определении по СНиПу расстояния между опорами освещения – формирование пересекающихся осветительных конусов
С учетом этого при расчете необходимо брать во внимание следующие параметры:
- требуемая освещенность в районе, где будет произведен монтаж (центр или окраина города, дача или деревня);
- мощность и тип источников света, а также их количество;
- вид устанавливаемых линз на светодиодных матрицах;
- высоту расположения источника освещения на опоре.
Чем выше будет находиться осветительный прибор на столбе, тем меньше будет освещенность на уровне дорожного полотна. В связи с этим расстояние между двумя столбами на дороге будет уменьшаться и наоборот.
Существует среднее значение пролета между фонарями, которое находится в пределах 35-45 м. Максимально этот параметр может достигать 65 м
При расчете обязательно принимают во внимание требования к средней горизонтальной освещенности дорожного покрытия. Она измеряется в люксах (лк) и определяется несколькими параметрами:
- загруженностью трассы – наибольшей интенсивностью движения в обоих направлениях;
- категорией объекта по освещению;
- типом автомобильной дороги.
Требования к средней горизонтальной освещенности автодороги отражены в пункте 4.1, таблице 1 ГОСТ Р 54305-2011. Для удобства данные приведены в виде таблицы.
Светодиодные уличные источники света
Требования и правила выбора светильников для уличного освещения сводятся к подбору такого типа изделий, которые потребляет мало электроэнергии, устойчивы к воздействию климатических факторов, имеют большой срок эксплуатации и, кроме того, осуществить их монтаж можно было без проблем. Всем эти факторам соответствуют магистральные светильники светодиодного типа. Изделия, состоящие из оптики, драйвера и консоли, устанавливают не только на улицах и проспектах городов, но и в сельских поселках. Оптика таких изделий способна создавать пучок света, узкий, средний, широкий или двойной ассиметричный. Установка такого вида светильников выполняется просто, т.к. в конструкции предусмотрено все необходимое для монтажа, а преимущества освещения следующие:
- эффективно работают в широком интервале температур (от минус 60 до плюс 400С);
- регулируется направленность пуска света;
- пожаробезопасность;
- светильники переносят механические воздействия и вибрацию;
- легко и просто монтируются;
- потребляют малое количество электроэнергии;
- не нуждаются в техническом обслуживании в процессе эксплуатации;
- длительный срок эксплуатации (более 50 тыс. часов);
- нет необходимости утилизации.
Магистральные светодиодные источники света или их еще называют консольными, выпускаются многими производителями, как отечественными, так и зарубежными. Они имеют уникальный и простой дизайн, некоторые модели снабжают дополнительными устройствами, позволяющими регулировать яркость свечения (диммерами) или охлаждать мощные светильники (радиаторами)
При выборе такого источника света необходимо обратить внимание на производителя. Только производитель, хорошо зарекомендовавший себя на рынке аналогичной продукции, выпускает наиболее качественные и долговечные модели
Нормы уличного освещения
Ниже приведем общие нормы освещения для всех типов. Их обязательно стоит учесть при проектировании уличного освещения.
Нормы уличного освещения в городе
Таблица взята
№ | Освещаемые объекты | Средняя освещенность Еср, лк не менее | Распределение освещенности Емин / Еср не менее |
1 | П1 . Площадки перед входами Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов, спортивных, развлекательных и торговых объектов | 20 | 0,30 |
2 | П2 . Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и пред заводские площади, площадки посадочные, детские и отдыха | 10 | 0,30 |
3 | П3 . Пешеходные улицы, главные и вспомогательные входы парков, санаториев, выставок и стадионов | 6 | 0,20 |
4 | П4 . Тротуары отделенные от проезжей части дорог и улиц, основные проезды микрорайонов, подъезды, проходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений | 4 | 0,20 |
5 | П5 . Второстепенные проезды на территориях микрорайонов, хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков и центральные аллеи парков административных округов | 2 | 0,10 |
6 | П6 . Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов | 1 | 0,10 |
Способы подвода электрокабеля к уличным опорам
Существует 3 способа подвода электропитания к силовым, несиловым и складывающимся опорам:
- Воздушный. Электрокабель ведут по воздуху к верхней части металлоконструкции.
- Подземный. Кабель прокладывают под землей с возможностью обслуживания через специальный лючок, расположенный в нижней части конструкции.
- Наружный. Этот способ применяется только для конструкций, которые оснащены защитным цоколем.
Размеры лючков обслуживания наличие и расположение конструктивных узлов, место расположения болта заземления определяются конструкторской документацией. По желанию заказчика возможно проектирование опор с дополнительными лючками обслуживания.
На какой высоте на опоре должны размещаться светильники
Есть отдельные нормативы, прописанные в ГОСТ и других документах, которые стоит учитывать при определении высоты расположения светильника:
Для дачи или двора частного дома нужно подбирать высоту, исходя из особенностей участка и целей освещения. Обычно для этого используют декоративные опоры, которые могут быть украшены декором. Лучше всего расположить источник света так, чтобы предотвратить его случайное повреждение.
При планировании установки фонарей на проезжей части учитывать расположение деревьев, кроны не должны заслонять световой поток
Если по дороге движутся троллейбусы, минимальная высота фонарей должна быть не менее 9 м, для улиц с трамвайными путями – от 8 м и больше.
Также важно учитывать и расстояние между фонарными столбами. Расстановка опор должна быть такой, чтобы соотношение высоты и шага расположения опор было не больше, чем 1:7, а если использована шахматная схема установки, то не более, чем 1:5
Это позволяет обеспечить равномерное освещение и отсутствие затененных участков. Для обеспечения равномерного освещения нужно подбирать не только высоту столбов, но и расстояние между ними.
Высота установки зависит от места расположения фонаря. Так, на трассе их ставят выше, чем в городе. В пешеходных зонах нет жестких нормативов, тут обычно исходят из безопасности и декоративной составляющей.
Расстояние между столбами освещения
Основной фактор в определении по СНиПу расстояния между опорами освещения – формирование пересекающихся осветительных конусов
С учетом этого при расчете необходимо брать во внимание следующие параметры:
- требуемая освещенность в районе, где будет произведен монтаж (центр или окраина города, дача или деревня);
- мощность и тип источников света, а также их количество;
- вид устанавливаемых линз на светодиодных матрицах;
- высоту расположения источника освещения на опоре.
Чем выше будет находиться осветительный прибор на столбе, тем меньше будет освещенность на уровне дорожного полотна. В связи с этим расстояние между двумя столбами на дороге будет уменьшаться и наоборот.
Существует среднее значение пролета между фонарями, которое находится в пределах 35-45 м. Максимально этот параметр может достигать 65 м
При расчете обязательно принимают во внимание требования к средней горизонтальной освещенности дорожного покрытия. Она измеряется в люксах (лк) и определяется несколькими параметрами:
- загруженностью трассы – наибольшей интенсивностью движения в обоих направлениях;
- категорией объекта по освещению;
- типом автомобильной дороги.
Требования к средней горизонтальной освещенности автодороги отражены в пункте 4.1, таблице 1 ГОСТ Р 54305-2011. Для удобства данные приведены в виде таблицы.
Электрические столбы
Многие городские жители хотят обосноваться за городом. Жизнь в тишине и покое, в экологически чистом месте — отличная альтернатива пыльному мегаполису. Но загородная романтика может быстро надоесть, если в доме нет электричества и водоснабжения. Чтобы иметь электричество на участке, потребуется установить электрический столб – металлический, деревянный или железобетонный. Сделать это без подготовки не получится. Нужно знать: где его можно монтировать, как правильно подключить, какие провода могут быть использованы, и кто должен заниматься монтажом. Нюансов много и разбирать домовладельцам приходится самостоятельно.
Особенности дистанции между опорами
Расстояние, которое будет между соседними столбами, называется пролетом. Для таких пролетов в регламентирующей документации (ГОСТ, СНиП) прописаны свои правила и нормы. Пример этаких пролетов приведен ниже.
Пролеты между столбами
При этом каждый случай установки опор для наружного типа освещения в городе, в деревне или даче будет регулироваться различными пунктами и иметь разные пункты реализации, в том числе и расстояние, существующее между столбами. По регламентирующей документации расчет протяженности пролета (расстояние между двумя соседними столбами) должен опираться на следующие параметры:
- уровень освещенности, установленный для конкретной местности (город, деревня, дача);
- тип светильника (особенно его мощность), который будет выступать в роли основного элемента подсветки;
- высота, на которой будет размещен фонарь;
- вариант источника света: светодиодные, люминесцентные и другие лампочки.
Стоит отметить, что оптимальное расстояние, которое может существовать между опорами, будет 35 м. Это касается как столбов освещения, так и опор ЛЭП.