Что такое освещение и какие разновидности существуют

Окно

Третьей причиной нижнего света может стать обычное окно. Если в окно не светит прямое солнце, то оно является отличным источником мягкого, рассеянного света, который мы все так любим. Однако мы редко снимаем в помещениях, где высота потолка метра четыре. Обычно наши окна располагаются несколько ниже. Если вы сейчас прерветесь и подойдете к ближайшему окну, то скорей всего обнаружите, что центр окна находится примерно на уровне ваших глаз. Это означает, что рассеянный свет, поступающий от этого окна, падает на лицо человека плюс, минус горизонтально. И если модель отклонит голову от окна, то свет от него будет освещать ее лицо немного снизу.

Вы может вернутся к началу статьи и увидеть пример такого света на фотографиях девушки в черном. Вот еще один пример. Лично меня удручает, как такой свет добавляет девушкам щёки, поэтому я всегда стараюсь отретушировать этот момент, перерисовав светотень с помощью техники Dodge and Burn.

Конечно, нижний свет не ограничивается этими тремя ситуациями. Например, я часто вижу нижний свет, когда модель снимают лежа.

Но, пожалуй, нет смысла собирать все возможные варианты получения нижнего света и пытаться их запомнить.

Если вы хотите развить в себе способность использовать свет в фотографии, то вам нужно научиться видеть свет.

Под способностью видеть свет я подразумеваю навык видеть свето-теневой рисунок на модели. Большинство людей свет не видят. Но если вы изучали рисование или занимались какой-нибудь графикой, то вы могли развить в себе эту способность.

Когда вы научитесь видеть свет вы сделаете большой шаг в своем развитии как фотографа. С этого момента будет все просто: увидели некрасивый свет, изменили на красивый

Но как можно исправить то, чего не видишь? Это невозможно! Поэтому нужно учиться видеть свет.

Рассматривайте свето-теневой рисунок на фотографиях. Рассматривайте свето-теневой рисунок когда смотрите фильмы. И наконец рассматривайте свето-теневой рисунок в жизни, когда наблюдаете за чем-либо.

Я замечаю нижний свет прежде всего по пятну света на щеке. Наверное, сказываются долгие часы Dodge&Burn когда я исправлял такое освещение

Так же, вы можете обратить внимание на нижнюю часть носа. Та область, где находятся ноздри обращена вниз и при нормальном, верхнем освещении она будет в тени. Если же эта часть носа освещается значит на лицо падает нижний свет

Я называю это эффектом пятачка

Если же эта часть носа освещается значит на лицо падает нижний свет. Я называю это эффектом пятачка

Рассмотрите еще раз примеры нижнего света в этой статье, и вы везде увидите нос, освещенный снизу!

Помните детскую игру «найди все отличия»? Рассмотрите эти два снимка, и вы увидите, что буквально каждая деталь освещается противоположным образом. Подбородок, скулы, веки, нос, губы. Запомните это освещение.

А теперь откройте Инстаграм или любой другой ресурс с портретами и найдите пять фотографии с нижним освещением. Они там точно будут. Главное их увидеть. Вот что я нашел минут за 15.

Итак, свет должен падать на модель сверху, но ставить единственный источник света слишком высоко тоже не стоит. Следите за тем, чтобы свет освещал глаза иначе, вы получите портрет панды. В котором глаза будут скрываться под двумя темными пятнами.

Дополнительные материалы:

Олег Титяев «Схема света для ростовой фотографии»

Спасибо Алексею Бондарю и Елизавете Гайсиной за помощь в написании статьи.

Про виды света, или Как улучшить освещение в своих фотографиях

Фотография — это, в первую очередь, освещение. Звучит достаточно просто, если судить поверхностно, но, как и все фотографы, мы склонны фокусироваться скорее на объекте, а не на свете. Как только фотограф видит что-то уникальное или оригинальное, тут же сосредотачивается на этом, а не на освещении и результирующей экспозиции, которые необходимы в первую очередь для получения изображения снимаемого объекта.

Точно так же, как поиск и наблюдение за объектом являются сложной задачей, поиск нужного освещения, способствующего съемке драматичных фотографий, — задача, которая требует особого к себе подхода. «Золотой час» всегда упоминается как самое лучшее время суток для съемки. Однако не только в часы близкие к заходу и восходу солнца есть возможность сделать фотографию с резким освещением. Тренируйте свой глаз, чтобы видеть драматический свет, и различные его варианты.

Боковое освещение

Как и следует ожидать из названия, боковое освещение — это тип освещения, в котором свет падет на объект сбоку. Это обычно обеспечивает большую контрастность, могут создаваться длинные тени и добавляется глубина к изображению. Этот тип освещения может добавить драматический акцент в архитектурную и портретную фотографию.

Заднее освещение

В случае заднего освещения свет находится за вашим объектом и направлен на вас и на камеру. При помощи этого типа освещения легко создаются силуэты. В сочетании с определенными атмосферными условиями, такими как туман или аэрозольная пыль, вы можете получить драматичные световые эффекты.

Контурное освещение

Когда свет падает под острым углом, он может создавать блики по краям объекта съемки. Резкий контраст обеспечивает подсветку элементов и форм. Этот тип освещения распространен в макросъемке, съемке дикой природы и художественной ню-фотографии.

Заполняющий свет

Заполняющее освещение — это непрямое мягкое освещение, которое часто отбивается с одной поверхности на другую. В результате непрямого освещения яркость вашего объекта становится ниже, чем при других типах

На самом деле большинство фотографов могут просто игнорировать этот тип света, уделяя больше внимание другим, потому что редко думают о нем сознательно. Заполняющий свет хорошо работает для множества фотографических жанров, в частности, для пейзажной съемки и портретов

Мягкий или рассеянный свет

Мягкий свет — это диффузное освещение, которое является равномерным. Этот тип освещения уменьшает контраст и минимизирует тени. Мягкий свет отлично подходит для портретной фотографии, макросъемки и фотографии природы.

Жесткий свет

Жесткий свет — прямой, часто может быть интенсивным по яркости. Этот тип освещения создает сильные тени и высокую контрастность

Подсвеченные области могут быть довольно интенсивными в условиях жесткого освещения, поэтому особое внимание следует уделять экспозиции. Жесткий свет может быть стилистически применен почти к любому жанру фотографии, однако для многих зрителей он может быть менее привлекательным, чем другие типы освещения

Точечный свет

Очень просто: с точечным освещением мы работаем в том случае, когда сфокусированное количество света выделяет конкретная часть вашего объекта или картины в целом. Этот тип освещения может создавать сильные тени и контраст. Точечный свет используется во всех жанрах фотографии.

Искусственное освещение

Наиболее очевидным типом является искусственное освещение. Оно может быть сгенерировано при помощи различных студийных ламп, встроенных или внешних вспышек. Есть несколько жанров фотографии, в которых искусственное освещение не может быть удачно использовано, оно обеспечивает много гибкости и творческих возможностей.

Различные комбинации освещения

Наконец, естественно, существуют комбинации любого или сразу всех рассмотренных типов освещения. Нет правила, согласно которому вы должны использовать только одну форму. Творческое освещение вашего объекта является неотъемлемой частью фотографического процесса.

Теперь, когда вы будете смотреть на фотографии, которые вам нравятся или когда вы выходите, чтобы сделать новые снимки, держите эту информацию в своем сознании. Спросите себя, какое освещение делает этот конкретный образ, тот, на который я смотрю или же только собираюсь сделать, столь привлекательным? Изучайте освещение, и вскоре вы обнаружите, что эти знания проникают в вашу работу как сознательно, так и бессознательно. Настройка и/или поиск правильного света поможет вам подчеркнуть объект и создать изображение с большим воздействием на зрителя.

Параметры приборов освещения.

Первой характеристикой светильников

являются кривые силы света. Распределение светового потока определяет его назначение. А оценивается распределение светового потока в пространстве при помощи кривой силы света. Изображается кривая сила света в виде графика I (a,b). А и в — углы распространения потока света в продольной и поперечной плоскостях. Чем крупнее овал от потока света, тем уже кривая сила света и тем выше освещённость в центре светового пятна. Это важный показатель светового прибора.

По типовым кривым силы света выделяют 7 видов ОП: концентрированная (К), глубокая (Г), косинусная (Д), полуширокая (Л), широкая (Ш), равномерная (М), синусная (С). Типовые кривые силы света (в кд) светильника рассчитаны на значение силы света при световом потоке лампы Fcв = 1000 лм. Основным признаком, определяющим тип кривой, является отношение максимальной силы света светильника

к средней арифметической для данной плоскости.

Второй светотехнической характеристикой является соотношение потоков, излучаемых в нижнюю и верхнюю полусферы. В зависимости от этого, световые приборы делятся на классы, в зависимости от того, какую долю всего потока светильника составляет световой поток нижней полусферы. Поток в пространстве может распределяться преимущественно вниз (светильники прямого света

), преимущественно вверх (светильники отраженного света ), равномерно во все стороны (светильники рассеянного света ).

Осветительные приборы рассеянного света подходят лучше для общего освещения помещения , так как они дают равномерное распределение яркости Достаточное насыщение светом обеспечивает зрительный комфорт.

Осветительные приборы отраженного света обеспечивают комфортное и равномерное освещение, так как полностью соответствуют нормам ограничения слепящего эффекта и дискомфорт. Они насыщают светом пространство, хорошо сочетая с верхним или боковым дневным светом.

Осветительные приборы прямого света применяются для помещения с невысокими потолками. Это приборы потолочные или встроенные в потолок. Они экономичны, подсвечивают нужное место, используются для подсветки картин, предметов, скульптур.

Осветительные приборы делятся на 5 классов, в зависимости от размера светового потока, падающего на нижнюю полусферу: прямого света (доля 80% — П), преимущественно прямого (60-80%-Н), рассеянного (40-60%-Р), преимущественно отражённого (20-405-В), отражённого (менее 20%-О). Эти параметры можно найти в сопроводительных документах на ОП.

Важной светотехнической характеристикой

ОП является коэффициент полезного действия. По своему основному назначению осветительные приборы делятся на группы. Для освещения помещений производственного назначения, административных, офисных и других помещений общественного назначения, сельскохозяйственных помещений, спортивных сооружений; для функционального и декоративного наружного освещения; для внутреннего освещения средств транспорта и для архитектурно-художественного освещения зданий, сооружений, памятников, фонтанов и т.д., а так же для аварийного освещения.

Классификация эта условна, так как одинаковый светильник может использоваться в разных ситуациях.

Оп отличаются по конструктивному применению и способу установки. Согласно ГОСТ17677 имеются встраиваемые (В) , потолочные (П) , подвесные (С) , настенные (Б) , напольные (Н), венчающие (Т), консольные (К), переносные (Р). Конструктивная особенность светильника задаёт ему положение в пространстве для получения наилучшего эффекта.

Светильники любого назначения

— это искусственное освещение. Сегодня огромная роль отводится искусственному освещению. С этим освещением человек проводит большую часть своей жизни. Осветительными приборами человек пользуется и в дневное время. Сегодня искусственный свет перестал быть просто освещением. Он стал еще и светодизайном в общем интерьере. По ночам города сверкают от различных типов осветительных приборов

Поэтому очень важно знать особенности ихарактеристики приборов освещения , чтобы не навредить здоровью человека и разумно экономить электрическую энергию

Способы классификации осветительных приборов

В зависимости от целей, удобно использовать различные признаки для классификации.

Классификация по месту применения

В помещениях:

Сравнительная таблица применения осветительных приборов в помещении
СветильникиПрожекторыПроекторы
  • Для освещения общественных и жилых зданий;
  • Для использования в на производствах;
  • Для освещения на рудниках и шахтах;
  • В транспортных средствах.
  • На спортивных сооружениях;
  • В театрах, концертных залах и др;
  • Музеи и выставки иногда предъявляют особые требования, например к максимальной светосиле, в целях сохранения экспонатов.
  • Экранные. Например, используются в кинотеатрах;
  • Технологические. Примером могут служить проекционные телевизоры.

К приборам освещения этого типа могут предъявляться дополнительные требования к максимальной яркости одного элемента (в помещениях), к пылезащите (на производствах), пожарной безопасности и водо/пыле защите (в шахтах).

На открытых пространствах:

Сравнительная таблица применения осветительных приборов на открытых пространствах
СветильникиПрожекторы
  • Уличное освещение;
  • Большие открытые пространства;
  • Туннели;
  • Архитектурные сооружения;
  • Транспортные средствах;
  • Парковые зоны.
  • Общего назначения;
  • Морские;
  • Аэродромные;
  • Зенитные;
  • Транспортные средства;
  • Киносъемочные.

В классификации название говорит об области применения, которой определяются дополнительные требования. Например для морских прожекторов — повышенная влагозащита, для зенитных — требования к мощности и рассеиванию светового пучка, для подсветки архитектурных сооружений важна эстетическая составляющая и пожарная безопасность.

В экстремальных средах:

Светильники и прожекторы

  • Под водой
  • В космосе

Для этого класса устройств характерна сложная конструкция и высокая цена обусловленная особыми требованиями к устойчивости к воздействиям внешней среды.

Классификация по уровню защиты от окружающей среды

Международная система обозначения (Ingress Protection) оперирует понятиями защищенности от проникновения твердых частиц и воды.

Первая цифра говорит о защищенности от пыли, вторая от влаги.

Таблица обозначений защиты от пыли и влаги
ПылезащитаВлагозащита
2 — защита не предусмотрена

3 — защиты от пыли нет, но выполнена изоляция, предупреждающая возможность контакта с токоведущими элементами частицам с поперечным сечением более двух с половиной мм.

4 — защиты от пыли нет, но изоляция выполнена с расчетом недопущения прикосновения к токоведущим элементам телами с сечением более 1мм

5 — от попадания пыли защищены токоведущие элементы и лампы

6 — полная защита от попадания пыль в осветительный прибор

0 — защиты нет

1 — цифра не используется

2 — защита от капель падающих сверху под углом 15 градусов к вертикали

3 — защита от дождя

4 — защита от капель и брызг с любого направления

5 — защита от струй

6 — защита от волн (временное попадание больших объемов воды)

7 — защита от погружения на ограниченное время и глубину

8 — полная защита (герметичность)

Например маркировка IP20, характерная для домашних приборов, говорит о отсутствии какой либо защиты. Фонари уличного освещения, обычно соответствуют IP54 – защищены от попадания пыли на токоведущие элементы и от струй воды(дождя).

Классификация осветительных приборов по конструктивному исполнению

  • Встраиваемые — устанавливаются в подготовленную нишу в конструкции здания или прибора;
  • Настольные — предназначены для установке на столе или другой мебели без жесткого крепления;
  • Подвесные — крепятся к поверхности снизу с помощью конструкций высотой более 10см;
  • Потолочные — прямой монтаж к перекрытию либо с помощью узла высотой менее 10см;
  • Консольные — например фонари уличного освещения советского образца, главная особенность — смещенный световой центр относительно точки крепления;
  • Переносные — носимые приборы, запитанные с помощью гибкого провода или аккумулятора;
  • Настенные — крепятся к вертикальной несущей поверхности;
  • Венчающие — используются для освещения открытых пространств.

По типу используемых ламп

Одним из дополнительных признаков для классификации приборов освещения является тип применяемых ламп:

  • накаливания,
  • дуговые,
  • галогенные,
  • люминесцентные,
  • натриевые,
  • диодные.

Вследствие развития технологий этот перечень постоянно расширяется и делится на подклассы, и не может быть приведен в полном объеме, тем не менее, приведены основные актуальные типы источников света.

Заполняющее

Такая разновидность света полностью соответствует своему названию: свет будто бы заполняет все пространство между объектом и фотоаппаратом. Чтобы создать этот вид освещения, необходимо разместить световой источник на прямой от фотоаппарата к модели. Зачастую заполняющий свет используется в паре с рисующим, в таком случае он освещает все фронтальные участки, куда рисующий не попадает. От силы светового потока напрямую зависит контрастность фотографии.

Когда такое освещение применяется, как самостоятельное, оно становится тональным. Это значит, что заполняющим светом определяется лишь тональность фотографии, тени на нем практически отсутствуют. Таким образом, характер изображения можно передать исключительно с помощью регулировки мощности светового потока и цветового решения самого кадра, не отдавая главную роль контрасту. Придать положительный характер фотографии можно с помощью ярких и светлых объектов, мощного светового потока. Чтобы вызвать у зрителя противоположные эмоции, следует сделать все наоборот.

В общем, заполняющий свет следует использовать в тех случаях, когда нужно смягчить контраст от рисующего. Такой вид освещения отлично подходит для создания портретов, так как делает светотеневые переходы плавными, объемы более выразительными, а также придает реалистичности.

Плюсы:

  • Возможность контролировать тональность фотографии;
  • Мягкие светотеневые переходы;
  • Выразительность объемов.

Минусы:

Минимальное количество теней при одиночном использовании.

Искусственное освещение

Искусственная подсветка, внутренняя или наружная, применяется преимущественно в темное время суток. Кроме того, ее используют в помещениях, не имеющих проемов для проникновения солнечного света. В качестве источников используются различные виды осветительных приборов — традиционные, хотя и устаревшие лампы накаливания, или более современные и эффективные люминесцентные или светодиодные конструкции. Существуют различные типы и режимы подсветки, предназначенные для решения определенных задач.

Общее освещение

Это основная группа осветительных приборов, обеспечивающая общий режим подсветки в помещении. Она используется чаще всего и обладает максимальной мощностью. При этом, общее равномерное освещение не акцентировано на отдельных участках комнаты, воздействуя на всю площадь одновременно. Действующие санитарные нормы определены именно для общего режима, что подчеркивает его лидирующее положение среди всех остальных видов.

Зональное и местное освещение

Местное или зональное освещение — это группы светильников, предназначенные для подсветки определенных участков. Это могут быть зоны отдыха, рабочие места, прочие элементы помещений. Мощность и состав подобных групп определяются назначением и размерами участков, но, как правило, значительными размерами они не отличаются. Нередко бывает достаточно единственного светильника, обеспечивающего достаточную подсветку, но встречаются и довольно крупные системы, обслуживающие зоны повышенной ответственности. Как правило, для оформления рабочих участков применяются направленные источники света, способные обеспечить концентрацию внимания на заданных точках. В зонах отдыха используются мягкие режимы, реализованные с применением бра или закрытых источников, направленных на стены.

Декоративное освещение

Этот вид используется в жилых помещениях относительно недавно. Его задача состоит в создании декоративного эффекта, украшении жилища. Яркость потока света отходит на второй план, основная цель — внешняя привлекательность оформления. Существует масса разновидностей декоративных светильников, отличающихся формой, мощностью, способом установки. Специфических требований или нормативов для декоративного освещения не существует, преследуется единственная цель — образовать оригинальный, впечатляющий режим подсветки. Разработано множество вариантов дизайна, основанных на использовании тех или иных светильников, сгруппированных по определенному принципу и замыслу.

Аварийное освещение

В отличие от декоративного, аварийное освещение преследует сугубо практические, функциональные задачи. Целью этого вида является обеспечение должного уровня яркости при возникновении нештатных ситуаций. Основным критерием выбора и организации аварийного режима служат санитарно-технические нормы освещенности, учитывающие особенности и специфику помещений. Как правило, аварийное освещение обеспечивает эвакуацию людей из мест возникновения пожаров, задымлений или иных чрезвычайных ситуаций. Осветительные приборы устанавливаются на пути следования, в тамбурах или на площадках, позволяя ориентироваться в помещении при возникновении сложных условий.

Наружное и охранное освещение

Наружное освещение предназначено для обеспечения достаточной видимости в темное время суток. Уровень и мощность подсветки утверждены нормативами СНиП и привязаны к количеству людей или автомобилей на данном участке улицы. Основные источники света — уличные фонари высокой мощности, способные покрывать большие площади.

Архитектурное, рекламное и витринное освещение

Эти виды и группы приборов предназначены для оформления поверхности зданий, привлечения внимания людей к информационным блокам наружной рекламы, или к витринам. Степень освещенности регулируется соответствующими СНиП или иными нормативными документами. Чаще всего параметры архитектурного и рекламного светового оформления окончательно утверждаются на местном уровне, с учетом специфики региона.

Важным требованием является отсутствие слепящего воздействия на водителей и пешеходов, исключающее возможность возникновения аварийных ситуаций. В задачу входит максимально скрытое размещение светильников, чтобы не отвлекать зрителей и концентрировать их взгляд только на полезной информации. С этой целью устанавливаются направленные приборы, линейные конструкции или светодиодные ленты.

Как правильно выставить свет – популярные схемы

Есть готовые схемы света в студии, используя которые несложно быстро добиться правильного эффекта, не тратя время на выбор местоположения светильников. Можно разобраться в нескольких, чтобы подобрать те, которые больше всего подходят под определенные условия.

В этом случае потребуется три осветительных элемента. Основной располагается спереди слева и ставится под углом примерно 45 градусов. Причем, свет не направляется на объект съемки, а отражается от зонта, создавая рассеянный световой поток. Сзади ставится пара стрипбоксов с обеих сторон под углом 45 градусов. Перпендикулярно им со стороны фона устанавливаются два белых задника, которые отражают контровое освещение и тем самым добавляют объема портрету или композиции. Что касается заднего освещения, его можно менять за счет регулировки высоты отражающего зонта.

Если для обеспечения оптимального эффекта нужно сделать фон светлым, на него под углом 45 градусов направляются два светильника. Спереди перпендикулярно им ставятся белые экраны, чтобы исключить засвет объекта съемки. В качестве фронтального света используется отражающий зонт, который ставится спереди слева. Такая схема позволяет выделить все до мельчайших деталей и обеспечивает высокие показатели контрастности.

Очень простая схема, применяемая для съемки человека в полный рост. Сюда лучше всего подойдет октобокс высотой 180 и шириной 30 см. Его можно ставить с любой стороны от человека, или попробовать оба варианта и выбрать более удачный. За счет того, что фон не подсвечивается, он получается темно-серым.

Вариант, подходящий для портретной съемки, который также не требует большого количества осветительного оборудования. Лучше всего подойдет октобокс, расположенный справа под небольшим углом. Справа и слева от места съемки ставятся две большие белые панели, которые будут отражать свет и заполнять им все пространство. Хорошее решение для классической портретной съемки.

Если нужно выделить фон, можно попробовать эту схему. Задняя часть подсвечивается светильником, на который надет рефлектор-соты. Это позволяет создать блики, оживляющие фон, а если использовать цветные фильтры, можно добиться необычных эффектов. Человека подсвечивает стрипбокс, который ставится слева сзади под углом 45 градусов, за ним располагается экран, чтобы свет не распространялся на фон.

Интересное решение, создающее акцент на человеке за счет отраженного света. В этом случае софтбокс ставится сзади правее и направляется на фон под углом. По сторонам располагаются две большие ширмы белого цвета, которые мягко рассеивают свет и аккуратно прорабатывают все детали.

Схема для ростовой съемки, обеспечивающая равномерное освещение по вертикали. Потребуются два ростовых стрипбокса, основной располагается спереди и слева, дополнительный сзади правее. Для исключения лишнего отраженного света по сторонам ставятся две светопоглощающие ширмы темного цвета.

В этом случае основной свет дает портретная тарелка, на которую надеты соты для направленного светораспределения. Фон подсвечивает рефлектор небольшой мощности, который ставится под углом. За счет такого расположения источников света создаются четкие линии, можно менять общую атмосферу за счет задней подсветки. Поглощающие панели по сторонам делают свет жестче.

Подобрать студийный свет несложно, если разобраться в особенностях оборудования и найти оптимальную схему для фотосъемки. Главное – обеспечить качественное основное освещение и грамотно расположить вспомогательные элементы.

Искусственный свет

Природный свет не всегда способен обеспечить необходимую для человеческой деятельности освещенность. Для большинства видов работ естественной освещенности оказывается недостаточно. Дождь, снег, наружные и внутренние загрязнения окон снижают интенсивность поступления света. Люди с древнейших времен не могли существовать без использования дополнительных приспособлений, увеличивающих освещенность.

В зависимости от направления действия искусственного источника света освещение бывает общим, местным и комбинированным. Виды искусственного освещения определяет их назначение:

Рабочее используется для создания хорошей видимости на транспортных и пешеходных путях, в любых помещениях, необходимо для бесперебойного течения рабочих процессов;

  • Аварийное — используется для обеспечения светом мест, где при отключении основного может возникнуть аварийная ситуация. Оно применяется для предотвращения опасных ситуаций, технологических катастроф. Остановленный на продолжительное время производственный процесс также считается аварийной ситуацией;
  • Вынужденная эвакуация людей обеспечивается эвакуационным освещением. Оно должно дать возможность различать направление хода эвакуационных путей (пол помещения, лестница);
  • Границы территорий, подлежащих охране, снабжают источниками света, это охранный вид освещения;
  • Более низкое по сравнению с основным освещение, применяемое в нерабочий период времени для визуального контроля территорий и помещений, называют дежурным;
  • Фасадное используется в дизайне городского пейзажа;
  • Парковое служит для обеспечения видимости на путях движения в зеленых зонах и является элементом дизайнерского оформления.

Эвакуационное и аварийное освещение могут делиться на 2 варианта: функционировать, когда горит рабочий свет, либо включаться в момент отключения основного света.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий