Как устанавливать светодиодные светильники в строительные конструкции
Монтаж и крепление осветительных приборов из светодиодов проводится теми же способами, что и для других ламп. Только современные инструменты и крепежные элементы немного упростили эту технологию.
В бытовом освещении используются два вида светильников:
- наружные: бра, люстры и им подобные;
- точечные, встроенные в натяжной, подвесной потолок или элементы мебели.
Как установить люстру на потолок просто и надежно
В советское время во всех многоэтажных зданиях строители сразу выводили провода к месту расположения будущего светильника и бетонировали для его подвески стальную проволоку.
Эффективного инструмента для обработки бетона тогда было мало. Использовали в основном шлямбур и молоток. Пробить отверстие ими в плите не просто. Крепление для люстры делали заранее.
Сейчас перфоратор есть у каждого мастера. Им отверстия для установки крепежных элементов пробиваются за доли минуты. Их делают двух видов:
- сквозные;
- на часть толщины плиты.
Первый тип отверстий используют для установки пластиковых дюбелей. В них вворачивают подготовленный крюк с резьбой или монтируют крепежную планку.
Этот способ подходит для относительно не тяжелых люстр и светильников.
Сквозные отверстия позволяют закрепить массивные предметы. Для этого с обратной стороны плиты устанавливают стопорную шайбу и завинчивают гайку.
Когда же доступ к месту работы ограничен, то используют установку крепежного элемента на поворотном механизме с осью вращения и одним или двумя фиксирующимися упорами.
Если используется натяжной или подвесной потолок, то установка люстры на нем выполняется с помощью монтажного переходника, служащего промежуточным элементом.
Этот переходник по высоте заполняет все пространство между декоративной поверхностью потолка и нижней плоскостью бетонной плиты. Он крепится любым доступным способом к базовой строительной конструкции, а на него уже непосредственно устанавливается люстра.
Если у вас деревянный дом, то работа упрощается: в продаже имеется большое количество готовых крюков с обычной резьбой для саморезов. Она позволяет ввернуть крепление сразу в балку. На этот крюк подвешивается люстра.
Как установить точечный светильник в натяжной потолок или подвесной
Продажа предоставляет различные переходники, позволяющие устанавливать светодиодные светильники на определенном расстоянии от базовой поверхности строительной конструкции: его выбирают за основу отступа натяжного потолка.
Основная скоба крепится к бетонной плите саморезами с дюбелями, а регулировочная — фиксируется в ней контргайками или винтами вместе с патроном точечного светильника.
Такой узел регулирования позволяет очень точно совмещать рабочие плоскости светильника и ткани натяжного потолка.
Однако многие мастера предпочитают не покупать готовые переходники, а изготавливают их самостоятельно из крепежных элементов для сборки подвесных конструкций.
Две металлические пластины, определяющие высоту отступа натяжного или подвесного потолка, берутся с запасом по длине. Когда точечный светильник собран, эти пластины просто вгибают или растягивают по требуемому размеру.
Для подвесных потолков из гипсокартона и других подобных прочных материалов выпускаются специальные крепления светильников с пружинными защелками.
Их разводят руками в стороны, затем заводят светильник в подготовленное отверстие и отпускают. Защелки под действием пружин раздвигаются, фиксируют корпус точечного светильника в потолке.
Другие функции светодиодных светильников для складов и залов
Условия работы светодиодных светильников на промышленных предприятиях и складах могут быть экстремальными, поэтому производители фокусируются не только на очень высокой светоотдаче — обычно в диапазоне от 110 до 150 лм / Вт, но также при высокой герметичности и ударопрочности. Светильники с коэффициентом IP 66 и IK 08 стали стандартом, который можно использовать в холодильных складах или продовольственных складах благодаря способности работать при температурах от -30ºC до + 35ºC. Конечно, сегодня есть светильники с литыми алюминиевыми или прочными корпусами из поликарбоната, оснащенные светодиодными диодами со сроком службы от 70 000 до 200 000 часов, гарантируя широкое и симметричное распределение света при цветовой температуре 4000 К и коэффициенте отражения Ra> 85 и световой поток около 5000 люмен. Кроме того, у бизнес-клиентов есть еще одно преимущество — очень широкое рыночное предложение светодиодного освещения для залов и складов. Просто выбор сегодня очень большой и часто с интересующей нас моделью, мы можем выбрать тип абажура, тип диода или тип корпуса (сталь, алюминий, пластмассы).
Существенными во всем этом являются другие аспекты светодиодных светильников, смысл которых ощущается — или, скорее, оценивается — в течение долгих часов работы в зале. Они повышают ценность и полезность профессиональных светодиодных светильников для промышленности и включают, среди прочего:
полное отсутствие помех электромагнитных помех, уровень гармоник THD ниже 10%, коэффициент мощности PF, близкий к 1,0, и электрический КПД, превышающий 90%, что позволяет работать без остановки светильников, например, в залах с 3-х сменной системой (24 часа в сутки )
способность регулировать интенсивность света и равномерное освещение требуемых поверхностей путем изменения плотности светового потока в определенной области,
возможность подготовки светильника для работы в системах автоматизации, основанная, в частности, на по международным стандартам, таким как Dali или KNX.
Почему высокий коэффициент отражения цвета Ra важен в случае светодиодного освещения в производственных цехах и складах?
В местах, где люди находятся во все времена работы, рекомендуется использовать источники света, которые обеспечивают уровень отражения Ra на уровне не менее 80. Это связано с тем, что длительное воздействие плохих условий освещения отрицательно сказывается на благополучии и что для этого — для обеспечения безопасности и эффективности. В ситуации, когда работники относительно редки в данном месте и не выполняют в нем сложных визуальных задач, в руководящих принципах предусматривается более низкий Ra (например, в магазинах с полками с обслуживанием,стандарт рекомендует поведение Ra≥60). С другой стороны, для правильной работы, требующей точности и идеальной цветовой дифференциации в течение длительного периода времени, требуется Ra≥90.
Организация искусственной подсветки внутри дошкольных учреждений
Если изучить требования, прописанные в СП-251, то в пункте 3.5.7 можно найти четкие указания относительно того, какие лампы можно использовать для детских учреждений:
- Люминесцентные лампы трех типов: ЛБ – нейтральный белый свет, ЛХБ – холодный оттенок и ЛЕЦ – естественный тон с улучшенными показателями цветопередачи. Также допускается применение компактных лампочек, вкручиваемых в стандартные патроны.
- Лампы накаливания. Если используется этот тип, то установленные нормы освещенности снижают на две ступени. При этом количество светильников обычно увеличивают.
- Галогенные лампы – это по сути усовершенствованный вариант стандартных изделий с вольфрамовой нитью. Качество света отличное, поэтому использовать в детских садах можно без ограничений.
Светильники с люминесцентными лампами встречаются в детских садах чаще всего.
Документация была принята в 2017 году, а основные нормы разрабатывались на год раньше. Поэтому позже были приняты некоторые дополнения, которые будут описаны ниже. Что касается особенностей установки элементов искусственного освещения, надо помнить следующие рекомендации:
- Если использованы люминесцентные светильники (лампы дневного света), то их нужно располагать линией вдоль стены, в которой есть оконные проемы. Расстояние до наружной стены при этом должно быть не меньше 120 см, от внутренней – как минимум 150 см.
- Если используются светильники других типов, то они подбираются по характеристикам, аналогичным люминесцентному оборудованию. Расположение тоже делается таким же, как описано выше.
- Если в кабинете есть доска, то ее следует дополнительно подсвечивать. Лампы можно ставить как сверху, так и по сторонам.
- Используемое в саду оборудование должно иметь небольшие габариты и обеспечивать равномерное освещение, чтобы были видны даже мельчайшие элементы. Не допускается наличие темных зон в углах или по краям.
- Обязательно наличие рассеивателей, свет не должен бить по глазам, даже если ребенок посмотрит на лампу.
Количество светильников подбирается по площади помещения, они могут располагаться и в 3 ряда.
При выборе светильников для коридоров, лестничных площадок и вспомогательных помещений учитывают внешние условия и необходимую яркость. Лучше отдавать предпочтение лампам в прочном корпусе, который сделан без использования стекла, чтобы обеспечить безопасность.
Разрешены ли светодиодные светильники
Многие специалисты считают, что лед-освещение для детского сада запрещено к использованию, так как об этом есть прямое указание в строительных нормах. Но они были разработаны еще в 2016 году, поэтому некоторые пункты утратили силу.
По этому вопросу 19 января 2019 года министерством строительства была проведена конференция, на которой поставили считать требования в СП не обязательными, а рекомендованными. При выборе в первую очередь надо руководствуется требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, в котором нет запрета на использование светодиодного оборудования, если оно соответствует установленным нормам.
Но тут есть важное условие – чтобы обеспечить оптимальный уровень освещенности в разных помещениях детсада, надо согласовать нормы в надзорном органе, который контролирует соблюдение оптимальных показателей. Если раньше были обязательные нормы ГОСТ, то сейчас их нет
Новое законодательство пока еще даже не разрабатывается, поэтому лучше согласовывать решения, которые отличаются от тех, что прописаны в нормативных актах.
Светодиодные светильники могут быть в форме облаков или других элементов, идеально вписываясь в интерьер детского сада.
Виды светодиодного освещения
Декоративное освещение комнаты
Подсветка квартиры бывает разной в зависимости от нескольких критериев: размеров помещения, его предназначения, интерьера, необходимости зонирования, цели подсветки. По этим параметрам выбирается оптимальный вид освещения.
Можно выделить следующие основные виды:
- Рассеянное искусственное лед-освещение. Такая подсветка является главным источником света. От светодиодных приборов освещение равномерно заполняет все пространство. При устройстве такого вида подсветки нельзя допускать появления неосвещенных участков.
- Рабочий свет. Применяется для зонирования комнаты. Лампочки ставятся в тех местах, где нужно яркое освещение – обычно это рабочие области, например, где готовится пища или где ребенок выполняет домашнее задание.
- Акцентный свет. С его помощью можно фокусировать взгляд человека на предмете интерьера или области комнаты.
- Декоративный свет. Подчеркивает эстетическую составляющую комнаты. При грамотном размещении может расширить помещение, визуально увеличить потолки.
Все виды подсветки создаются с помощью ламп разных типов.
Распространенные ошибки
Пульсирующий, яркий свет при длительном воздействии провоцирует усталость и головную боль. И если клиенты за 1-2 часа своего пребывания этого не заметят, мастера за целый день ощутят это на себе;
Слишком резкий свет приводит к падению теней от всех предметов в помещении. Тени искажают восприятие дизайна и обстановки в целом;
Мало света. Переборщить с количеством источников сложно, в то время как их недостаток – распространенная ошибка
Тщательно продумай все, даже маленькие светильники.
Преимущественно акцентное освещение рассеивает внимание, делает помещение захламленным и перегруженным;
Не перегибай с цветными подсветками витрин и полок.
Если вы увидели фото своего салона, пожалуйста, напишите нам.
Люстра светодиодная с пультом управления в дизайне комнаты
Если по внешнему виду она еще напоминает обычный светильник с традиционными лампами накаливания, то ее внутренняя конструкция отличается сложной электронной начинкой, состоящей из:
- встроенного радиоприемника и контроллера;
- выносного передатчика, установленного в пульте управления.
Пульт позволяет дистанционно включать или отключать свет, регулировать степень освещения комнаты на удалении от выключателя.
Производители специально шифруют радиосигналы дистанционного управления от передатчика пульта к приемнику люстры разными кодами. Это позволяет исключать случайные включения осветительных приборов посторонними командами, идущими от соседей в многоэтажных зданиях.
Однако в этом есть и неудобства. С ними я столкнулся, когда потребовался ремонт.
Дело в том, что в детскую комнату к внукам была куплена светодиодная люстра с пультом в форме бабочки, показанная на самой верхней картинке. Старший мальчик еще не ходил в школу, но очень любил показывать младшей сестренке различные световые эффекты.
Ей очень нравилось такое освещение. Оба получали массу положительных эмоций. Но, где-то через полгода интенсивных включений люстра перестала работать от пульта.
Мне пришлось заняться ее ремонтом, который свелся к покупке и замене контроллера и пульта управления, что я раньше описал отдельной статьей.
Работа по замене контроллера заняла не более получаса. Внуки были очень довольны, что она снова заработала.
Люстра светодиодная не нагревает окружающие предметы, как лампы накаливания. Она хорошо подходит для установки в натяжные потолки.
Однако при выборе ее конструкции я рекомендую обращать внимание на дизайн комнаты. Она должна:
- подходить по цветовому интерьеру;
- соответствовать размерами безопасному расположению по высоте потолка;
- отвечать назначению помещения (не для коридора и прихожей);
- подходить своей формой и конструкцией к дизайнерским решениям.
Например, дорогие люстры с хрустальными вставками выбирают для любителей классики, прямоугольные или круглые “таблетки” создаются под стиль модерн с невысокими потолками.
Набор цветовых оттенков, которые создают светодиоды, довольно обширен. Их следует учесть при создании интерьера:
желтые тона успокаивают, помогают расслабиться;
белые улучшают работоспособность;
красные стимулируют организм, обеспечивая тонизирующее воздействие;
зеленые усиливают внимание, необходимое для творческой деятельности;
голубые помогают расслабиться, снять напряжение.
Экспозиционное музейное освещение
Кроме художественного освещения в музеях часто используют экспозиционную подсветку для акцентирования внимания посетителей на определенных участках помещений.
Экспозиционное освещение в музее
Перед таким освещением высевочных залов и музеев ставятся следующие требования:
- качественная демонстрация объекта, чтобы посетители смогли полностью рассмотреть все его элементы и нюансы: цвет, материал, фактуру;
- учет физиологических особенностей зрительного анализатора человека;
Стоит помнить, что из-за таких требований, предъявляемых музейному освещению, стандартные методы в данной ситуации не будут приносить желаемый результат, а скорее наоборот, ускорят порчу выставляемых экспонатов. Здесь нужно учитывать не только нормы уровня освещённости, а также ГОСТы применяемого осветительного оборудования, но массу других дополнительных факторов
К примеру, при выставке картин при создании оптимального светового потока важно учитывать фактуру и цвет стен, а также архитектурные особенности самого выставочного помещения и расположение оконных проемов
Оформление помещения музея
Рассеянный свет
Как можно получить относительно хороший рассеянный свет от светильника?
Делается это двумя способами.
Первый способ – применить специальные молочно-матовые стекла, либо использовать дорогие студийные софтбоксы с прозрачной тканью.
Второй способ более простой. Достаточно направлять свет от лампочек не на
картину, а на потолок.
Правда при этом светильник должен быть относительно мощным, по сравнению с
обычным экземпляром. Так как большая часть светового потока будет просто
теряться.
Многие используют для этого светодиодные прожекторы мощностью 20-40Вт. В домашних условиях их прикручивают к стенам и направляют вверх.
В профессиональной студии под это дело применяют специальные фермы.
Светодиодные прожекторы опять же должны быть холодного оттенка 5500К.
Однако у них есть существенный недостаток – плохой коэффициент
цветопередачи. А он как мы знаем приводит к искажению цветов картины.
Поэтому все-таки лучший вариант, использовать ранее рассмотренные лампы дневного света от Филипс или Osram.
Для идеальной подсветки рабочего места их нужно расположить так, чтобы поток равномерно освещал картину сверху с обоих сторон.
При наличии двух одинаковых по мощности источников света и их равноудаленном расстоянии, у вас практически не будет теней на полотне.
Как выбрать лампу светодиодную по техническим нормативам правильно
Продажа предоставляет широкий ассортимент светодиодных ламп для бытовых целей. В нем следует хорошо ориентироваться.
Для этого на упаковке производители указывают основные технические характеристики. Расскажу о них подробнее.
Но вам придется чуть вспомнить теорию.
Как устроена светодиодная лампа
В основе светильника работает светодиод, излучающий свет за счет прохождения электрического тока через полупроводниковый переход.
Он светится только при прохождении прямой полярности, а при обратной потушен.
Поэтому его всегда включают в цепи постоянного тока, а не переменного, где будет наблюдаться моргание из-за пауз, создаваемых отрицательными полугармониками.
Ниже показываю простенькую картинку, как устроена светодиодная лампа.
На ней вы видите:
- цоколь для подключения к патрону;
- драйвер питания;
- цепочку из последовательно подключенных полупроводниковых переходов (светодиодных модулей).
Вот и все устройство. Ничего лишнего нет.
Какие бывают типы цоколя
Любая светодиодная лампа подключается к проводам вкручиванием в электрический патрон, а он может быть разным у светильников.Основные типы цоколя маркируются по диаметру резьбы и обозначаются: Е12, E14, Е27.
Для сравнения: тип цоколя Е27 массово используется в лампах накаливания.
Световая отдача
Это общий параметр для всех видов ламп. Он показывает, насколько эффективно источник преобразовывает приложенную электрическую мощность в световой поток.
За основу берется 1 ватт электроэнергии. Светодиоды, как видите, преобразуют его наиболее эффективно.
Дополнительно сравните их освещение по показателям ультрафиолетового и инфракрасного спектров, выделению тепла с другими популярными лампами.
Освещенность и яркость светодиодного светильника
Сила света измеряется хорошо запоминающейся единицей: это канделла (кд). Световой поток принято учитывать в телесном угле: 1 стерадиан.
Единица измерения светового потока 1 люкс, а освещенности —1 люмен. Их взаимосвязи я нарисовал формулами на поясняющих картинках.
Цветовая температура
Человеческий глаз не одинаково воспринимает цветовой спектр, а он определяется длиной волны электромагнитного колебания.
Медики оценивают его по тонизирующему (раздражающему) и успокаивающему действию.
Поэтому цветовая температура ламп указывается на упаковке: она важна для здоровья и подбирается под конкретных людей.
Угол рассеивания света
Каждый светодиод светит узконаправленным лучом, а не во все стороны. Когда их собирают в общий светильник, то этот оптический недостаток стараются устранить конструкторскими мерами.
Наиболее распространены светодиодные лампы, создающие освещение под 30, 60, 90 угловых градусов.
Этот показатель учитывают дизайнеры в формировании интерьера или при создании различных рабочих зон в помещениях.
Помните, что с увеличением расстояния от светильника возможно проявление неравномерной освещенности за счет образования видимой пятнистости поверхности.
Что дальше
Изучив основные преимущества и характеристики светодиодов, а также лент с их использованием, я стал размышлять, какие варианты реализовать у себя в квартире. А примеров действительно много. Вот лишь несколько из них.
Новая фишка! Фотографии группированы в галерею – для просмотра следующей/предыдущей необходимо нажать на стрелку.
Однако меня интересовали комплексные проекты, охватывающие все помещение. И такой вариант я нашел, хотя, скорее тут мне помог YouTube. Как? Да очень просто – после просмотра одно из роликов сервис предложил мне ознакомиться с похожими и вот, что я увидел:
Ребята снимавшие видео, реализовали целый проект, в котором для освещения квартиры используются практически только светодиоды, лампы на их основе, а также светодиодные ленты.
Из описания стало понятно, что в каждой комнате имеется 3 режима подсветки: за карнизом, освещение потолочных ниш, а также основное освещение в 400 люкс.
Естественное освещение и окна
Самое идеальное освещение – дневное. Поэтому окна на рабочем месте
художника должны быть большими и по возможности выходить на северную сторону
дома.
Почему именно на север? Именно оттуда поступает относительно равномерное
освещение на протяжении всего рабочего дня.
Вследствие чего, вам не придется постоянно передвигать или переносить картину, пряча ее от прямых лучей солнца.
Если же ваши окна выходят на другую сторону, то их периодически нужно будет чем-то затенять, дабы получить оптимальный рассеянный свет.
Рабочее место художника необходимо организовать так, чтобы естественный
источник освещения находился с левой стороны от вас, если вы правша. Либо
справа от вас, если левша.
Попросту говоря, свет должен светить вам в ладонь рабочей руки, а не в ее
тыльную сторону.
Когда вы работаете с цветом, то лучше это делать при естественном
освещении, но без искусственной подсветки все равно никак не обойтись. Особенно
в зимний период времени, когда световой день короток.
Как рассчитать освещение в комнате по требованиям СНиП
Строительные нормы и правила используют простую формулу определения необходимого светового потока искусственного источника для комфортного ощущения человеком.
В основу ее положен принцип восприятия привычного для нашего организма природного света за счет определения нормированной величины светового потока искусственных источников Фи.
В этой формуле учитываются:
- нормы освещенности, принятые для жилых помещений150 люкс, детской комнаты — 200, а коридоров и вестибюлей 20-30;
- площадь помещения, рассчитанная в м кв;
- коэффициент запаса, принимаемый для ламп с нитью накаливания — 1,1, газоразрядных — 1,2, а светодиодных — 1,0;
- поправочный коэффициент Z, который вводят в тех помещениях, где требуется напряженная работа для глаз, например, связанная с чтением. Его выбирают для ламп накаливания — 1,15, светодиодных и люминесцентных — 1,1;
- коэффициент использования светового потока(η=0,25-0,65) определяется по таблицам, зависит от оптического индекса помещения i, который:
- учитывает геометрию комнаты;
- цветовую окраску стен, пола, потолка и мебели;
- конструктивные особенности светильников.
Ориентировочно допустимо принять усредненный коэффициент η=0,5.
Для облегчения расчета предлагаю воспользоваться онлайн калькулятором освещенности помещений.
Расчет освещенности помещений онлайн
Длина помещения: м
Ширина помещения: м
Высота помещения H: м
Высота H1: м
Помещение: Спальня, кухняДетскаяХолл, коридорТуалет, душевая, ваннаяГардеробПроход чердака и подвалаЛичный кабинет, библиотека, подсобка, комната с бильярдомБаня, бассейн- – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – -Офисы и другие рабочие комнатыПроектные бюроЧитальные залыПомещения с ПККонференц-залы и залы заседанийЛабораторииАудитории, учебные кабинетыУчебная доска учреждения образованияКабинеты и комнаты преподавателейСпортзалыСпальные комнаты детских садовПриемные, раздевалки, игровые, столовые детских садовВыставочные залыТорговые залы продовольственных магазиновТорговые залы прочих магазиновКабинеты врачейПарикмахерскиеВестибюли и гардеробы общественных зданийВестибюли и гардеробы промышленных зданийЛестничные клетки производственных зданийЛестничные клетки жилых зданийОперационные залы, кассовые помещенияНомера гостиницУмывальные, уборочные, курительныеДушевыеКоридоры и проходы общественных зданийКоридоры и проходы жилых зданий
Общий фон: Темная поверхностьСерая поверхностьСветлая поверхностьБелая поверхностьМатериалы с высокой отражаемостью
Тип лампы: Лампа накаливанияЛюминесцентная лампаСветодиодная лампа
Мощность лампы: 20 Вт40 Вт60 Вт75 Вт100 Вт150 Вт200 Вт