Порядок эксплуатации общедомовых счетчиков

Кто оплачивает установку ОПУ?

Как указано ранее, для того, чтобы УО или ТСЖ осуществили установку ОПУ, необходимо соответствующее решение общего собрания либо собственников помещений, либо членов ТСЖ.

При этом действующее жилищное законодательство РФ не дает собственникам помещений права принять решения о возложении на лицо, управляющее МКД, обязанности по установке ОПУ, не принимая при этом решения о порядке финансирования такого вида работ.

В случае, если домом управляет УО, документом, регламентирующим отношения УО с собственниками помещений в МКД, является договор управления.

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ «По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме…) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме…».

УО – не благотворительная организация, а коммерческое юридическое лицо, которое предоставляет собственникам помещений в МКД услуги по управлению домом и содержанию общего имущества исключительно за плату. Это утверждение справедливо, в том числе, и в отношении работ по установке ОПУ.

В случае управления домом ТСЖ, указанная организация действует в соответствии со сметой доходов и расходов, утвержденной общим собранием членов ТСЖ. И при отсутствии работ по установке ОПУ в этой смете ТСЖ не сможет указанные работы выполнить. Если же указанные работы учтены в смете, оплатить эти работы должны именно собственники помещений.

Часть 1 статьи 137 ЖК РФ устанавливает:

«1. Товарищество собственников жилья вправе:

2) определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели;

3) устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме».

Исходя из представленных норм именно собственники помещений обязаны оплатить работы по установке ОПУ.

Закон 261-ФЗ, которым, как уже сказано ранее, установлена обязанность именно собственников помещений в МКД оборудовать дом ОПУ, указывает, что если собственники не выполнили своей обязанности в установленный срок, то они должны обеспечить доступ организации, устанавливающей ОПУ к местам установки таких приборов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

При этом часть 12 статьи 13 Закона 261-ФЗ устанавливает:

«В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом … граждане – собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 – 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления».

То есть, собственникам помещений может быть предоставлена рассрочка на оплату на пять лет. В этом случае стоимость работ и услуг подлежит увеличению (процент увеличения не должен превышать ставку рефинансирования).

Если же собственник вообще отказывается оплачивать расходы на установку ОПУ, то оплата таких расходов будет взыскана с этого собственника принудительно, а кроме нее будут взысканы и расходы на принудительное взыскание.

Аналогичную норму об обязанности именно собственников помещений оплачивать работы по установке ОПУ содержит и пункт 38.1 Правил 491.

Правила установки общедомового прибора учета электроэнергии

Порядок установки приборов учета регулируется Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов».

После 1 июля 2013 года обязанность РСО установить общедомовой счетчик остается в силе. Согласно приказу, чтобы организовать установку общедомового прибора учета электроэнергии, управляющая компания или собственники отправляют письменную заявку в РСО. К заявке прикрепляют следующие документы:

  1. Копии документов, подтверждающих право собственности;
  2. Копии учредительных документов;
  3. Копию свидетельства о государственной регистрации;
  4. Копию свидетельства о постановке на учет в налоговых органах Российской Федерации;
  5. Документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку.

В течение десяти дней после получения заявки и документов РСО осматривает объект и не позже пятнадцати дней после осмотра отправляет проект договора. Получив договор, заказчик подписывает его за пятнадцать дней и отправляет обратно в РСО.

Отказ или уклонение ресурсоснабжающей организации от установки общедомового прибора учета электроэнергии – это повод привлечь к административной ответственности (п. 12 ст. 9.16 КоАП).

Разновидности общедомовых тепловых счетчиков

В качестве приборов по контролю тепла используется различная аппаратура, которая может различаться по способу работы, особенностям конструкции, специфике обслуживания и монтажа.

Аналогично любому измерительному устройству, общедомовой расходомер подлежит обязательной поверке, которая, как правило, проводится один раз в 3-4 года. От этой процедуры зависит не только срок эксплуатации, но и корректность показаний прибора

Принять решение об установке той либо иной модели помогут специалисты организации, занимающейся монтажом и техобслуживанием подобных приборов в городе (регионе). Они расскажут об особенностях устройств, порекомендуют варианты, которые наилучшим образом функционируют в местных условиях.

Они же проконсультируют об оборудовании (запорная арматура, фильтры и т.д.), приобрести которое следует дополнительно, а также дадут советы по поводу гарантийных обязательств фирмы-поставщика.

Чаще всего в ЖКХ применяются четыре разновидности расходомеров:

  • тахометрические (механические);
  • вихревые;
  • электромагнитные;
  • ультразвуковые.

Рассмотрим вышеназванные приборы подробно.

Вариант #1: тахометрические

Такие аппараты, в систему которых входят механические роторные либо крыльчатые приспособления и тепловычислители, считаются наиболее бюджетным вариантом, поскольку их стоимость значительно ниже аналогичных приборов других типов.

Однако для их установки помимо стандартного оборудования требуется добавочный магнитно-механический фильтр, защищающий от загрязнений как само приспособление, так и всю систему.

Питание тахометрических счетчиков осуществляется от батарейки, ресурсов которой хватает на 5-6 лет. Благодаря отсутствию чувствительной электроники прибор может долгое время надежно функционировать в неблагоприятных условиях (например, при повышенной влажности)

Главным недостатком этой категории моделей является невозможность использования их при низком качестве теплоносителя (повышенная жесткость, большой процент примесей). В этом случае фильтр быстро забивается, вызывая снижение напора теплоносителя. Из-за подобной особенности работы тахометрические счетчики, как правило, применяются лишь в частном секторе.

Вариант #2: электромагнитные

В основу подобных аппаратов положено известное свойство жидкостей – генерирование электротока при прохождении магнитных полей. Измеряя объем воды и входящую/исходящую температуры, можно уловить даже токи очень небольшой величины.

Электромагнитные счетчики рекомендуются ставить в домах, расположенных в регионах с хорошим качеством воды. Подобные аппараты также необходимо обеспечить высококачественным техобслуживанием

Электромагнитные приборы отличаются высокой степенью точности, однако требуют качественного монтажа и регулярного обслуживания, производимого квалифицированным персоналом.

При несвоевременной чистке устройства начинают завышать показания. Искажению данных в большую сторону способствует также высокое содержание железистых соединений в жидкости и некачественная проводка.

Вариант #3: вихревые

При встрече потока жидкости с препятствием в воде образуются завихрения. На этом принципе и основано действие механизмов данного типа. Такие измерительные устройства можно устанавливать как на горизонтальных, так и на вертикальных участках коммуникационных систем, главное, чтобы прибор находился на прямом участке трубопровода.

Большим достоинством вихревых приборов является наличие радиоинтерфейса, благодаря которому обслуживающие организации имеют возможность удаленно снимать показания и получать информацию о неисправностях

К достоинствам подобных счетчиков относится малое потребление энергии (одной литиево-ионной батарейки хватает примерно на 5 лет). Вихревые счетчики чувствительны к перепадам давления, а также наличию крупных примесей, из-за чего они требуют дополнительной установки фильтров.

В то же время примеси солей металлов в воде, как и образующиеся отложения в трубах не влияют на показания приборов.

Вариант #4: ультразвуковые

Показания аппаратов данного типа основываются на прохождении ультразвукового сигнала через водный поток. Чем выше скорость последнего, тем дольше ожидание ответного отклика.

Ультразвуковые счетчики очень чувствительны к сварочным токам. Они также не слишком долговечны в условиях ненадлежащего качество воды, используемой в системе

Приборы данного типа хорошо показывают себя в новых домах, в трубах которых не имеется отложений. Однако посторонние примеси, перепады давления в системе отопления, пузырьки воздуха в воде могут значительно увеличивать показания расходомеров этой категории.

Каким образом формируется плата за коммунальные услуги

Расчет оплаты по коммунальным платежам формируется исходя из совокупностей всех приборов учета. Существует специальная формула ОДП, которая варьируется в зависимости от типа потребляемых ресурсов. Например, размер оплаты за водоснабжение рассчитывается с учетом следующих показателей: потребленное количество ресурса по показателям ОДП делится на сумму трат горячей или холодной воды с индивидуального счетчика и показателей по нормативам, если есть помещения, не оборудованные счетчиком. Полученное число умножается на тариф и повторно — на показатель с индивидуального прибора учета.

Прогресс в деле производства ПУ

Сейчас можно установить импульсный счетчик с дистанционной радиопередачей сведений. Такой прибор избавляет от посещений инспектора по снятию показаний и предотвращает злоупотребления со стороны жильцов. Плата за снятие данных никакими документами не предусматривается, но должна происходить в присутствии представителя собственников и пользователей помещений.

Еще одна полезность среди возможностей приборов учета: есть счетчики, которые в разряд горячей засчитывают воду с температурой не ниже 40 °С. Ну, и упоминавшиеся выше термостаты на общедомовых и индивидуальных счетчиках тепла.

Расчет тарифов по услугам в общественных местах

К местам общественного пользования относятся следующие объекты:

  1. Подвальное помещение.
  2. Подъезд.
  3. Пролеты и лестничные площадки.
  4. Всевозможные кладовые.

Если речь идет о коммунальных квартирах, которые еще встречаются, то к данному перечню добавляются такие территории, как ванная, кухня и коридор. Говоря иными словами, это совершенно любое место, куда получают доступ все проживающие рядом собственники.

Подобные объекты, как известно, освещаются, отапливаются, а оплата распределяется на всех собственников. Расчеты по подобным «общественным» услугам осуществляются по специальной формуле с такими показателями, как:

  1. С (общ) – плата за предоставленную услугу в общественных местах.
  2. П – параметры общедомовых приборов.
  3. Т – актуальный для определенной области тариф на услуги.
  4. С (инд) – плата каждого жильца по индивидуальным счетчикам.

Формула вычисления выглядит так – объем предоставляемого ресурса делится на объем потребленного, зафиксированного в установленных счетчиках.

Высчитанный в процессе расчетов результат в киловаттах или в кубических метрах переводится в денежную сумму, которая должна быть оплачена всеми проживающими. Именно ее делят на всех владельцев жилых помещений.

В некоторых случаях обстоятельства вполне позволяют и самостоятельно контролировать суммы к оплате за отопление. Ни нередко все получается очень запутанно, и для подобных вычислений у хозяина квартиры просто не будет необходимой информации.

Нужно отметить, что иногда их установка убыточна, а в некоторых случаях – и вовсе невозможна. Например, если в доме установлен отопительный контур старого образца, то есть представляющий собой вертикальные стояки, «пронизывающие» квартиры от первого до последнего этажа. В таких системах приборы индивидуального учета приходится устанавливать на каждый радиатор. Так что, скорее всего, расходы на их приобретение и проведение монтажа — не оправдают себя, или это случится очень нескоро.

Итак, если счетчики на отопление в квартирах отсутствует, но в доме уже установлен общедомовой прибор учета расхода тепла, то расчеты производятся по двум позициям – отопление квартиры и ОДН. В качестве примера можно рассмотреть следующий вариант с условно взятыми значениями площади и ценами на отопление:

  • Показания общедомового счетчика за прошедший месяц составили 300 гигакалорий. Точные показания прибора должны быть указаны в квитанции или же их можно узнать в управляющей компании (УК).
  • Далее, потребуется узнать общую площадь дома, в которую входят все, без исключения, отапливаемые помещения (квартиры, площади подъездов, чердаков, подвалов, общих технических комнат и т.д.) Например, она составляет 7500 м². Точные данные также указываются в квитанции, или же их можно также узнать в УК.
  • Площадь конкретной квартиры, для которой проводится расчет, составляет 80 м² — этот параметр указывается в техническом паспорте на квартиру.
  • И, наконец, установленный тариф на отопление — пусть он составляет 1350 рублей за 1 Гкл (гигакалорию). Тариф на данную услугу устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ. Несложно отыскать на страницах местных интернет-ресурсов.

Итак, имея все перечисленные выше данные, размер оплаты отопления квартиры за прошедший месяц рассчитывается по следующей формуле:

M = Q × (Sк / Sобщ) × .

где:

. — начисляемая сумма к оплате за потребленное тепло;

. — снятые показания общедомового счетчика за расчетный период;

— площадь квартиры, для которой проводится начисление;

Sобщ — общая площадь всех отапливаемых помещений многоквартирного дома;

. — установленный в регионе тариф за единицу потребленного тепла.

В нашем примере получается:

M = 300 × (80 / 7500) × 1350 = 4320 рублей.

Чтобы упростить читателю задачу, ниже размещен калькулятор, в который уже заложена упомянутая выше формула:

Калькулятор расчёта суммы оплаты за отопление при наличии общедомового счетчика

Перейти к расчётам

Второй вариант — в квартире установлен индивидуальный прибор учета тепла.

Если в квартире установлен счетчик учета потребляемого тепла, оплата производится следующим образом:

  • Отопление квартиры оплачивается по показаниям индивидуального счетчика – найденная за расчитываемый период разница умножаются на действующий тариф.
  • Начисление суммы за отопление общедомовых помещений производится на основании разницы между показаниями индивидуальных счетчиков в квартирах и общедомового счетчика. При этом вновь учитывается площадь квартиры, и для этого используется формула, схожая с представленной выше. Но, не владея информацией об индивидуальных расходах тепла в других квартирах дома, просчитать сумму для своей – не получится. Так что приходится верить счетам, рассчитанным работниками УК.

Третий вариант – счетчиков тепла нет

По законодательству, такого уже практически не должно встречаться. Тем не менее, и подобное еще бывает. Итак, если ни в доме, ни в квартирах не установлены приборы учета расхода тепловых ресурсов, то оплата производится по установленным региональными органами управления тарифам за 1 м² квартиры, плюс за отопление общедомовых помещений.

В разных регионах страны тарифы на отопление могут варьироваться. Кроме того, они могут быть установлены только на отопительный период или же распределены равномерно на весь календарный год. И тот и другой случай не противоречат действующим инструкциям. Круглогодичная оплата, правда, позволяет снизить «финансовую нагрузку» в течение отопительного периода. Но с другой стороны, оплата за отопление в летние месяцы видится крайне непрозрачной и обычно гораздо тяжелее воспринимается психологически.

По окончании отопительного сезона в любом случае проводится перерасчет, исходя из реального температурного режима работы системы отопления за прошедшие месяцы. И здесь уж – как повезет. Или жильцам производят возврат переплаченных средств (точнее, их зачет в счет будущих платежей), или производится выписка счета на дополнительную оплату.

Установка и оплата общедомовых счетчиков

Согласно федеральному законодательству, обязательство по оплате монтажа счетчиков возлагается на собственников помещений в многоквартирных домах. Если многоэтажка находится на балансе государства или муниципалитета и используется для осуществления государственных нужд, установка ОДПУ производится за счет бюджетных средств.

Сама процедура выглядит следующим образом:

  1. Проводится общее собрание собственников помещений. На нем решается, нужны ли счетчики, какие именно приборы покупать и какая компания будет устанавливать. Все подкрепляется соответствующим решением в письменном виде и за подписями участников. Решение может принимать и управляющая компания единолично, не оповещая при этом собственников квартир.
  2. Покупается счетчик.
  3. Все работы по установке согласовываются с УК, на балансе которой находится многоквартирный дом. В случае причинения повреждений и отсутствия разрешения УК виновник обязуется компенсировать причиненный ее оборудованию ущерб, поэтому согласование обязательно.
  4. Устанавливается счетчик. Если это делает сторонняя организация, потребуется присутствие представителей УК, но можно вызвать и мастера из управляющей компании.

В дальнейшем УК обязана проверить работоспособность прибора и его соответствие ГОСТам. До тех пор, пока он не будет опломбирован, показания с него браться в расчет не будут.

Кто должен устанавливать общедомовые приборы учета

Обязательство по оплате установки общедомовых приборов учета возлагается на собственников квартир. Если дом является государственным, расходы компенсируются из бюджета. В оплату входит стоимость самого счетчика, работы по его установке и опломбированию.

Рассмотрим детальные примеры:

Пример 1: Многоквартирный дом. Сдан в пользование 01.01.2018 года, жильцам отводится 3 месяца на установку приборов контроля расхода тепловой и электрической энергии. Дом обслуживается не УК, а ТСЖ, поэтому оплачивать они будут самостоятельно все однозначно.

Пример 2: Многоквартирный дом, использующийся для государственных нужд. Квартиры в нем сдаются по договорам социального найма, но находятся в собственности муниципалитета. Обязательство по установке должна выполнить администрация.

На каком основании и в каком порядке устанавливаются общедомовые приборы учета

Прямым основанием, указывающим на обязательство по установке собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах приборов учета, является ст. 13 ФЗ «ОБ энергосбережении». В ней говорится, что данное требование должно быть выполнено до 1 июля 2012 года, а для жителей Крыма – до начала 2019 года.

Если дом только сдан в эксплуатацию, жильцам дается на установку 3 месяца.

Должны ли УК оповещать об установке ОДПУ

Установка общего учетного оборудования должна была быть окончена в старых домах еще в 2012 году. В то время УК оповещали всех собственников о планирующихся работах в письменном виде.

Сейчас же они это делать не обязаны, потому как наличие счетчиков является обязательным.

В случае, если собственники отказываются платить за установку

Оплата монтажа общих счетчиков производится до или после завершения работ. Если кто-либо из собственников выступает против этого, в соответствии с законодательством с них взыскивается оплата принудительно, дополнительно к этому они обязуются перечислить неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

При необходимости установки приборов учета жильцам может быть дана рассрочка по оплате на 5 лет.

Почему работы по установки не выполняются за счет средств текущего ремонта

Согласно законодательству, средства, предназначенные на текущий ремонт, не могут расходоваться на установку счетчиков, если дом находится в неудовлетворительном состоянии. Предназначение данной статьи бюджета заключается в своевременном выявлении и устранении неисправности инженерно-коммунальных сетей для предотвращения аварии.

В таком случае доли собственников определяются в равномерных частях.

Порядок установки общедомового прибора учета

Для монтажа ОДПУ необходимо руководствоваться нормами Приказа Минэнерго РФ №149, согласно которому порядок действий выглядит так:

  1. Представители УК подают заявку в ресурсосберегающую организацию, приложив к ней копии свидетельств о собственности, учредительных документов, ИНН, свидетельства о регистрации в ИФНС.
  2. На рассмотрение заявки РСО отводится 10 дней после принятия.
  3. Заявителем подписывается проект договора, отправляется в РСО.
  4. Производится монтаж.

При получении отказа РСО может быть привлечена к ответственности по ст. 9.16 КоАП РФ за нарушение требований федерального законодательства.

Порядок оформления и установки счетчика

Итак, в какой последовательности должно проходить оснащение системы отопления многоквартирного дома счётчиком, если он не был установлен сразу в ходе строительства.

Первым шагом должно быть проведено общедомовое собрание — его чаще всего организуют представители управляющей компании. На собрании принимается решение об установки прибора учета тепла и выбирается тип устройства. Затем представители жильцов дома или же УК обращаются в организацию, обладающую соответствующими полномочиями и занимающуюся поставкой и монтажом приборов учета тепловой энергии.

Далее работы осуществляются в следующем порядке:

  • Составляется проект встраивания счетчика в систему отопления дома.
  • Управляющая компания, изучив составленный проект, дает свое согласие на монтажные работы.
  • Далее, в соответствии с проектом производится монтаж прибора в систему.
  • После этого в обязательном порядке выполняется тестирование работы прибора с составлением документация от компании-установщика.
  • В завершение вызывается представитель из теплоснабжающей компании, который опломбирует счетчик, составит акт для проведения его регистрации. И только после официальной постановки на учет прибор становится основой для дальнейших расчётов за потребленное домом тепло.

Если не будут проведены все перечисленные выше мероприятия, а счетчик не будет официально зарегистрирован, то его данные не будут считаться правомерными, и не будут указываться в квитанциях на оплату за отопление.

Некоторые факторы, влияющие на работу прибора

В период эксплуатации счетчика на качество его работы могут оказывать влияние внешние факторы, от которых иногда зависит и точность снимаемых показаний.

Самыми распространенными факторами влияния на сегодняшний день являются:

  • Высокая температура теплоносителя может частично или полностью вывести из строя учетный прибор. Хотя, изначально он и проектировался под такие условия эксплуатации. Но вот качество иногда подводит.
  • Образование накипи на внутренних стенках трубопровода уменьшает диаметр трубы, как следствие — затрудняется прохождение потока воды. В связи с этим некоторые счетчики перестают выдавать реальные показания — как правило, они изменяются в бо́льшую сторону.
  • Отсутствие заземления трубопровода приводит к образованию внутри трубопровода электрического заряда, также вызывающего погрешности в показаниях счетчика.
  • Загрязненный теплоноситель, так же, как и газовые пузырьки, взвешенные в воде, являются негативным фактором для всех типов приборов учета, так как они влияют на корректность показаний. Чтобы исключить возникновение погрешностей, необходимо перед счетчиком устанавливать защитные фильтры.
  • Перепады давления в системе отопления также способны исказить показания счетчика.
  • Наслоение осадка в полости самого прибора. В тахометрическом счетчике наличие осадка снижает показания, а во всех остальных, наоборот, увеличивает.
  • Электронное оборудование дает сбои под влиянием повышенной влажности и перепадов температур в помещении, где установлен учетный прибор.

Нужно отметить, что все перечисленные выше моменты — выбор счетчика, контроль за его работой, а также негативные факторы, влияющие на точность его показаний, коснуться каждого из жильцов дома, отразившись на суммах к оплате. Поэтому после введения прибора учета тепла в эксплуатацию всем жильцам придется внимательно относиться к возможным сбоям в системе отопления, так как они, скорее всего, скажутся и на показаниях счётчика. В случае возникновения проблем, необходимо сразу же вызывать специалистов обслуживающей компании для проведения профилактических работ.

А к чему может привести даже временный выход приборов учета из строя – очень наглядно показывает предлагаемый вниманию видеосюжет:

Новые правила оплаты общедомовых нужд по счетчику ОДПУ

С 2022 года по новым правилам принято рассчитывать оплату общедомовых нужд с помощью общедомового прибора учета — ОДПУ. По мнению законодателя, нововведение позволит начислять оплату за реальные израсходованные ресурсы в таких регионах как Московская область и других.

Для многоквартирных домов минусом выделяют сложность подсчета общедомового расхода с помощью индивидуальных счетчиков, например, подсчет ХВС. Не все жильцы готовы потратить круглую сумму для их установки. Хорошим вариантом станет дополнение личных счетчиков ОДПУ. В этом деле отслеживается наличие потерь, и проверяется домовая исправность коммуникационных сетей.

Дома, освобождающиеся от необходимости установления ОДПУ:

  • постройки, находящиеся в аварийном состоянии, или признанные ветхими;
  • расход электроэнергии меньше 5 кВт/ч;
  • потребление природного газа не более 2 куб. м/ч.;
  • потребление тепловой энергии не более 2 Гкал/ч.

В случае если у жильца отсутствуют технические возможности для установления личных и ОДПУ (критерии прописаны в приказе Министерства экономического развития от 29.11.2011 г. №967), то ему необходимо доплачивать за коммунальные услуги.

Одпу

В соответствии с пунктом 2 ст. 13 Федерального закона № 261 «Об энергосбережении…» расчёты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определённых посредством приборов учёта.

Установленные в соответствии с требованиями законодательства РФ приборы учёта должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчётов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учёта в эксплуатацию. I. ОДПУ ГВС Общедомовые приборы учёта горячего водоснабжения должны быть переданы в эксплуатацию (это означает их документальное оформление в качестве приборов учёта, по показаниям которых осуществляется расчёт размера платы за коммунальные услуги) исполнителям коммунальных услуг (управляющей компании, ТСЖ, иной обслуживающей организации) в течение 30 дней после установки (приёма-передачи).

Принцип оплаты за потребление

Оплату за потребление воды на общедомовые нужды рассчитывает представитель управляющей компании совместно с делегатом от жильцов дома.

Чтобы исключить обман со стороны управляющих компаний, жителям многоквартирных домов необходимо уметь самостоятельно рассчитывать количество воды, идущее на общедомовые нужды.

Чтобы  рассчитать водоснабжение по общедомовому счетчику, необходимо из  показаний общего счетчика вычесть сумму показаний индивидуальных водомеров со всех квартир, сумму кубометров воды, истраченной в квартирах, не имеющих счетчиков и рассчитываемой по нормативам. Для вычисления потребностей на общедомовые нужды полученную разность необходимо умножить на общую площадь своей квартиры и разделить на площадь всех помещений.

Особенности общедомовых приборов учета

Говоря о том, что такое ОДПУ, следует понимать, что под этим понятием подразумевается общедомовой счетчик, предназначенный для контроля разницы между фактическим потреблением ресурсов и показаниями, по которым граждане ежемесячно оплачивают услуги: электро-, тепло-, водоснабжение. Благодаря нему управляющие компании вычисляют, есть ли факты недоплаты.

Согласно Закону «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности», до 1 июля 2012 года установка ОДПУ не являлась обязательной для многоквартирных домов, и правила носили рекомендательный характер, но сейчас оборудование должно присутствовать.

После присоединения Р.Крым к РФ было введено обязательство по монтажу ОДПУ, но крымчане должны выполнить это до 2019 года.

Если пренебречь требованием, за коммунальные услуги придется платить большие суммы с учетом повышающего коэффициента.

Холодная вода

Установка ОДПУ для контроля потребления холодной воды возможна лишь в том случае, если дом подключен к центральной системе водоснабжения. Если же в многоэтажке часть людей получает воду через одну, а еще часть – через другую систему, — с юридической точки зрения монтаж счетчика нарушит права жителей и приведет к конфликту между ними и управляющей компанией при расчете за коммунальные услуги, к тому же контролировать объемы поступающей воды объективно не получится.

Если же система водоснабжения одна, счетчик устанавливается на весь дом и позволяет контролировать объемы проходящей к жильцам воды.

Горячая вода

Учет горячей воды ведется управляющими компаниями на выходе из дома изначально, поэтому перед тем, как устанавливать ОДПУ, жильцам необходимо поинтересоваться в УК, не установлен ли уже счетчик. Если он уже есть, монтаж своего прибора теряет смысл.

Тепловая энергия

Предоставление отопления является в компетенции местной Теплосетевой компании. Оплата производится жильцами круглогодично, исходя из площади помещений, поэтому монтаж общедомовых приборов учета на тепло не актуален и не представляется возможным – не все помещения в многоэтажке отапливаются. В каждом регионе свои нормативы и стоимость потребления.

Единственный вариант, когда оборудование может быть установлено – монтаж на энергетическом узле. Это позволяет контролировать поставку теплоэнергии, но для самих жильцов значения не имеет.

Электроэнергия

Осуществление общего учета электроэнергии является самым простым. Количество источников получения энергии роли не играет – достаточно провести через них общую линию и установить ОДПУ.

Единственным недостатком установки общего счетчика на электроснабжение является увеличенная нагрузка, ведь электричество может передаваться через провода при передаче на прибор.

В этом случае между фактически уплаченными суммами и расходом появляется разница, которую должны оплачивать зарегистрированные в квартирах граждане.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий