Особенности освещения в детских садах

Какой должна быть естественная/искусственная подсветка

Самым предпочтительным для зрения является естественная подсветка помещения. Поэтому именно на нее и делается ставка при организации освещения в детских садах. Однако искусственное освещение тоже занимает одну из ключевых ниш, которое комбинируется с естественным, дополняя или заменяя его.
Комбинация естественной и искусственной подсветки будет нужна в различных ситуациях:

  • пасмурный день;
  • наличие густой растительности вблизи окон первого этажа;
  • короткий световой день (зима, ранняя весна/поздняя осень);
  • особенности проектирования комнаты, когда оконные проемы не могут дать необходимый уровень света.

В регламентирующей документации (СНиП и СанПин) требования касательного этого таковы:

все детские зоны (игровые, спальни и т.п.) должны иметь максимально возможную естественную подсветку;

Естественное освещение групп

ее отсутствие допускается лишь в некоторых помещениях. Это умывальные, снарядные, душевые, а также уборные при гимнастическом зале и аналогичные помещения для персонала;

  • обязательно проектирование бокового левостороннего освещения. Правосторонняя подсветка проектируется при наличии глубины помещение свыше 6 м. В данной ситуации допускается направление главного светового потока сзади учащихся;
  • в помещениях, связанных с трудовым обучением (например, спортивные и актовые залы), используется двусторонняя боковая естественная и комбинированная (боковая и верхняя) подсветка;

Оптимальное значение КЕО для учебных помещений — 1,5% (при боковом естественном освещении).

 

Искусственная подсветка игровой зоны

Для создания искусственного освещения в детских садах допускаются к использованию светильники с соответствующим ГОСТом. При этом используемые светильники должны отвечать требованиям места своей эксплуатации. Например, для подсветки лестничной клетки или детских площадок следует использовать осветительные приборы уличного типа с усиленной конструкцией корпуса, а для освещения комнат – обычные светильники для внутренних помещений.

Безопасность

Проект электрики детского сада должен обладать максимальным уровнем безопасности и не допускать возможности прикосновения к токоведущим частям электропроводки.

На практике это означает соблюдение следующих требований:

  • электропроводка должна быть только скрытого типа;
  • минимальная высота установки розеток – 1.8 м;
  • конструкция розеток должна быть закрытой (с крышкой или поворотной заглушкой);
  • используемые для электропроводки кабели должны обладать максимальной степенью температурной устойчивости;
  • светильники для кухни и душевых зон должны выполнять во влагонепроницаемом исполнении (IP 54);
  • установка любых иных электроприборов должна производиться на высоте, недоступной для детей.

Поскольку детские дошкольные учреждения относятся ко II категории надёжности, однолинейная схема электроснабжения детского сада должна содержать узлы переключения на резервную линию питания.

Для повышения безопасности на прилегающей территории, подключение к внешней линии 0.4 кВ должно выполняться только в виде подземной кабельной линии.

Пример однолинейной схемы щита ВРУ

Особое внимание уделяется защите от пробоя фазы. В электротехническом проекте детского сада схема заземления и уравнивания потенциалов присутствует в виде отдельного документа, а на каждую группу розеток устанавливается отдельное устройство защитного отключения с контролем дифференциальной разности токов (УЗО)

Люминесцентные и светодиодные лампы

Если рассматривать картину известного художника в свете монохромного источника света, то можно не заметить некоторых оттенков.

Люминесцентные лампы, как и светодиоды, позволяют получать (в отличие от ламп накаливания) широкий диапазон цветовых температур. Все зависит от состава и количества люминофора, который и делает свет этих источников белым. И здесь мы сталкиваемся с еще одной проблемой: рваный неравномерный спектр, не похожий на сплошной солнечный. Чем это плохо? А тем, что мы перестаем нормально видеть некоторые оттенки цветов, которые «выпадают» из спектра источника света (рис 3).

Рис. 3. Спектр источника освещения: а – люминесцентной лампы Т5 4000 К, б – светодиода 4000 К.

Для того чтобы простой потребитель мог хоть как-то ориентироваться, на сколько полно он будет видеть всю палитру красок при свете той или иной лампы, введен такой параметр, как «индекс (коэффициент) цветопередачи» (CRI, Ra). Он может быть в диапазоне 0..100 и чем ближе к «100» – тем лучше. Вот у Солнца, например, Ra=100. У лампы накаливания тоже близко к тому. Вообще, «очень хорошим» считается Ra>80. Не имея склонности к чрезмерной экономии на детском восприятии, я бы отталкивался от этого значения, как минимально допустимого. К сожалению, люминесцентные лампы и светодиоды с Ra>90 слишком дороги: потому (как ни прискорбно) использование их в школах пока экономически не оправданно. Однако, наука и технологии на месте не стоят – так что ждем доступных цен на такие источники. При прочих равных условиях (Ra и Тс) лично мне, на каком-то подсознательном уровне, симпатичнее спектр белого светодиода – он как-то плавнее спектра люминесцентной лампы, что-ли. Настораживает меня частокол линий у последней – но это сугубо мое личное мнение. Если достаточно долго светить мощным синим светодиодом прямо в открытый глаз, то зрение может начать терять остроту.

Второй момент этих источников света, на который стоит обратить внимание, также проистекает из их спектра. Это – выраженный «синий пик» в районе 450 нм

Во-первых, он угнетает выработку мелатонина – способствует пробуждению и активности. Однако, «много хорошо – тоже плохо». Этим свойством следует пользоваться без фанатизма, а то и до бессонницы или сдвига психики можно доиграться. Во-вторых, как утверждают некоторые ученые, именно синий свет наиболее опасен для не до конца сформировавшегося детского глаза и ведет к преждевременному помутнению хрусталика, а то и к прямому выжиганию сетчатки. Что тут можно сказать? Доля истины (и большая) здесь, конечно, есть. Однако, все дело в дозах и пропорциях. Наверное, не стоит светить синим светодиодом прямо в глаз (что проводилось в некоторых исследованиях). Перебирать с цветовой температурой (чем выше цветовая температура – тем больше синего в спектре) тоже не стоит – особенно в младших классах. С другой стороны – у солнечного спектра в синей области тоже имеется максимум – но человечество до сих пор живо и зряче! Следует также помнить, что световую среду формирует не только источник света, но и окружение: если не смотреть прямо на светильник (а это наиболее часто встречающаяся ситуация), то на спектральный состав прилетающего в глаз большое влияние оказывает также цвет стен, штор и других предметов в помещении. В связи с этим, красить стены в классе синей краской я бы не рекомендовал. Лучше выбрать оттенки потеплее.

В свете вышеозвученного, наиболее оптимальным видится использование в светильниках светодиодов и ламп с индексом цветопередачи не ниже 80 и цветовой температурой 4000 К для средней и старшей школы, и 3000 К для младших классов и дошкольных учреждений. Пусть лучше поспокойнее да пособраннее будут, чем глаза испортят.

БАЗОВЫЕ РЕШЕНИЯ

Выбор того или иного решения определяется не только техническими характеристиками оборудования, но и инвестиционной стоимостью и стоимостью последующей эксплуатации. Для аварийного освещения школ, учебных заведения или детских садов могут использоваться следующие типы решений:

— автономные светильники аварийного освещения с аккумуляторными батареями; — системы аварийного освещения с центральным аккумулятором.

Для того, чтобы определить, какое решение будет оптимальным, необходимо рассчитать требуемое количество светильников аварийного освещения и эвакуационных указателей. Далее, необходимо оценить стоимость эксплуатации. Все автономные светильники требуют периодической замены аккумуляторов. Замена аккумуляторов должна выполняться каждые 3-4 года. Аккумуляторная батарея является одним из самых дорогих элементов в светильнике. Ее стоимость может достигать до 50% стоимости светильника, а для бюджетных модификаций — до 70-80%. К затратам на приобретение новых аккумуляторов необходимо прибавить стоимость работ по монтажу/демонтажу светильника, сборке/разборке, подключению аккумулятора, обратному подключению светильника к сети рабочего напряжения. Исходя из средней продолжительности работы аварийного светильника (10 лет для светодиодных светильников) можно оценить стоимость владения системой аварийного освещения с применением автономных светильников.

В системах аварийного освещения с центральной батареей применяется другой тип аккумуляторов – необслуживаемые свинцово-кислотные большой емкости. Аккумуляторы данного типа имеют длительный срок службы до 10-12 лет. Замена аккумуляторов не требует затратного монтажа/демонтажа светильников, выполняется путем простой замены старых аккумуляторов на новые в аккумуляторном шкафу.

В детских садах и школах, с небольшим количеством аварийных светильников и указателей, приемлемым по затратам решением, будет использование светильников с аккумуляторами. При этом, возможно использование светильников рабочего освещения со встроенными блоками аварийного питания.

Для крупных учебных заведений, где количество светильников аварийного освещения более 200 единиц – целесообразно рассмотреть возможность применения систем аварийного освещения с центральной батареей. Дополнительным преимущество применения централизованных систем является возможность выполнения функций центрального мониторинга исправности аварийного освещения, интеграция с системами пожарной автоматики, автоматизации и диспетчеризации здания.

Регламентирующие документы по освещенности дошкольных учреждений

На сегодняшний день уровень освещенности для различного рода сооружений (дома, промышленных цехов и образовательных учреждений) регламентируется соответствующей документацией. Поэтому установка любой системы освещения (наружной или внутренней) проводится только на основании имеющихся норм.

Для дошкольных учреждений, впрочем, как и для других объектов, нормы прописаны в следующих документах:

СНиП. Этот документ является основным и расшифровывается как «строительные нормы и правила». На него следует опираться при сооружении зданий разного назначения. Данный документ представляет собой свод нормативных документов, принятый соответствующими исполнительными инстанциями для строительной сферы. В СНиП имеются такие разделы, как общие положения, сметные нормы и правила, нормы проектирования, а также правила производства и приема работ. Здесь прописаны нормы по уровню освещенности для жилых и нежилых сооружений;

Нормы СНиП для сада

Нормы СанПин (пример)

СанПин. Это дополнительная документация, которая содержит нормы, обязательные для учета при организации системы подсветки в детских садах. СанПин — это «санитарные нормы и правила»

Отдельно стоит отметить, что нормы СанПин следует брать во внимание работе со СНиП. Нормы СанПин охватывают области проектирования и эксплуатации сооружающихся зданий и предприятий

Кроме вышеописанных документов (СНиП и СанПин) в каждом регионе страны могут существовать дополнительные нормативно-правовые акты, чьи нормы также следует учитывать при возведении зданий различного предназначения. Например, Москва имеет МГСН, что расшифровывается как «Московские городские строительные нормы». Эти нормы считаются действительными по территории Москвы. В данной ситуации МГСН можно рассматривать как уточнение и дополнение к СНиП и СанПин. Такие нормы распространяются на строительство и проектирование различных многофункциональных комплексов и зданий.

Требования к осветительным приборам при организации внутренней и внешней подсветки

Правильно организованная подсветка детского сада внутри его помещений выполняется теми светильниками, которые будут:

  • иметь небольшие габариты;
  • создавать качественный световой поток, который дает способность четко различать даже малые объекты. В такой ситуации глаза детей будут пребывать в комфортном для них освещении;
  • давать равномерно распределенный свет, который способен защитить глаза детей от сильной яркости лампочки;

Подсветка в группе сада

наличие хорошей защиты осветительных приборов от механических повреждений, которые могут нанести дети во время игры.

Кроме этого еще одним важным аспектом выбора как источника света, так и осветительных приборов является экономичность в плане потребления энергии. Из-за этого сегодня все больше дошкольных учреждений переходят на светодиодное освещение, которое на данный момент признано самым экономичным. При этом оно полностью отвечает требованиям касательно создаваемого светового потока. Базовые типовые требования существуют и для осветительных приборов, применяемых для освещения наружной лестничной клетки и игровых площадок, а также прилежащей к саду территории. Здесь к светильникам предъявляются такие требования:

  • создание равномерного освещения, которое способно осветить всю территорию игоревой площадки;
  • наличие высокого класса влагозащищенности (не ниже 54 IP);
  • повышенная защита грязевых и пылевых наслоений;
  • дополнительная защита от повреждений механического плана, которые могут нанести как дети, так и погодные условия (сильный ветер, град, снег, паление обломанных ветвей и т.п.).

Наружное освещение садика

Стоит обозначить, что в организации наружного освещения следует быть таким же внимательным, что при создании подсветки для внутренних помещений детского сада.

Правила безопасности

При организации освещения в детской важно учесть каждую деталь: на какую сторону выходит окно, толщина штор, яркость свечения ламп, торшеров и ночников. Пренебрегая правилами, можно испортить зрение своему ребенку

Нельзя выбирать огромные люстры, лучше приобрести пластиковую лампу.

Если она разобьется, малыш не поранится. При желании выбрать стеклянное изделие – каленое стекло – то, что нужно для детской комнаты.

Длинные провода – неудобно

Важно изначально продумать расположение розеток, учесть расстановку мебели. Торшеры для детей младше 3-х лет в комнату лучше не ставить

Во время игры малыш может уронить его, пораниться или разбить что-нибудь.

Такие осветительные приборы оптимальны для детской комнаты благодаря своей прочности и высокому уровню безопасности

Вместо переносных светильников выбирают настенные, крепящиеся с помощью кронштейнов. Другой вариант – подвесная лампа. Она имеет длинный шнур, возможность перемещаться от рабочей зоны к игровой или кровати.

Приборы должны прикрепляться к поверхностям.
Покупать важно только небьющиеся светильники.
В комнате с маленькими детьми осветительные приборы устанавливают как можно выше, в недоступном для них месте.
Провода прячут. Розетки выбирают с блокирующей системой.
Лучше выбрать светильники плоской формы – освещение будет равномерным.
Запрещено покупать дешевые пластиковые светильники – при нагревании они выделяют вредные вещества

Появляется неприятный запах.

Количество светильников в детской и их размещение напрямую зависят от площади комнаты

Перед выбором осветительных приборов важно учесть:

  • мощность;
  • надежность;
  • регулировку света;
  • легкость в уходе;
  • наличие разноцветной подсветке.

Эргономика

В отличие от обычных общественных зданий, для детских дошкольных учреждений рекомендована особая схема освещения, учитывающая особенности психологии ребёнка и утверждённая министерством здравоохранения.

Прежде всего, везде, где это возможно, должна присутствовать естественная подсветка через окна.

Искусственное освещение  проектируется таким образом, чтобы в игровых зонах световой поток был направлен сверху и обеспечивал создание реалистичных теней, а также создавал хорошую цветопередачу. Светильники должны быть безбликовые, хорошо рассеивающие свет и обладающие минимальным коэффициентом пульсации.

Важно учитывать, что перечисленные в этом разделе нормы и рекомендации должны соблюдаться не только в игровых залах, но и в других помещениях детского сада, включая лестничные клетки и прилегающие строения. При расчёте интенсивности светового потока следует исходить из назначения функциональной зоны помещения:

При расчёте интенсивности светового потока следует исходить из назначения функциональной зоны помещения:

  • максимальная интенсивность устанавливается для игровых помещений (не менее 400 люкс);
  • в спальных комнатах – 100 люкс;
  • в подсобных помещения и медицинских комнатах – 300 люкс.

Существенное влияние на рабочий проект электроснабжения оказывает тип светильников, применяемый для создания внутреннего и наружного освещения.

На текущий момент для этих целей могут быть использованы светильники двух типов:

  • на базе люминесцентных ламп;
  • лампы накаливания.

Ещё одним отличием электротехнического проекта детсада является необходимость соблюдать специальные нормативы при проектировании наружного освещения. Горизонтальная освещённость на внешних игровых площадках (создаваемая искусственно) должна быть не менее 10 люкс, а соотношение между минимальным и средним уровнями освещённости – не менее 0.3.

Учитывая вышесказанное, проектирование электроснабжения детских дошкольных учреждений следует выполнять на базе готового архитектурного и дизайн проектов и только в лицензированных проектных организациях, поскольку несоблюдение эргономических требований также может стать причиной отказа в согласовании.

Подсветка игровых площадок в садах

Игровые площадки в садиках также требуют внимания, поэтому стоит учесть несколько важных рекомендаций:

В дневное время обычно хватает естественного освещения, так как площадки располагают на открытом пространстве. Тут нет особых требований, единственное, что может создавать проблемы – густая растительность, деревья не должны располагаться вплотную к игровой зоне.
При использовании искусственного освещения руководствоваться надо нормой горизонтальной средней освещенности в 10 люкс. Это минимум, по факту свет может быть и ярче, но при этом он не должен создавать дискомфорта детям.
Следует использовать плафоны, чтобы свет был рассеянным. Использовать только светильники, предназначенные для установки на улице с высокой защищенностью от влаги и пыли

Расположение планируется заранее, важно, чтобы освещение было равномерным на большей части площадки. Проводку следует вести в соответствии с нормами безопасности.
Лучше всего выбирать светодиодные светильники в противоударном корпусе, который выдержит попадание мяча или другого предмета

Они служат около 50 000 часов и потребляют мало электричества, поэтому более высокая стоимость компенсируется уже за год использования.

Освещать игровую площадку нужно качественно, чтобы не было мест, где света недостаточно.

Обеспечить хорошее освещение в детском саду или другом дошкольном учреждении очень важно, так как от этого зависит зрение ребенка. Чтобы исключить проблемы, надо руководствоваться установленными нормами и получать разрешения в уполномоченных органах, если это необходимо

По возможности обеспечивать как можно более качественное естественное освещение, не забывать о подсветка коридоров, лестниц и игровых площадок на улице.

Освещение в детском саду по СанПин

Согласно п. 7.1-7.10 СанПиН 2.4.1.3049-13 в детском саду освещение должно соответствовать таким критериям:

  • Свет в помещениях должен быть равномерным;
  • Все осветительные приборы находятся в исправном состоянии;
  • Вышедшие из строя лампы хранятся отдельно и утилизируются в законодательно установленном порядке;
  • Светильники в детских помещениях должны иметь светорассеивающую арматуру, а в зоне пищеблока защиту от влаги и пыли.

Освещение в детском саду по СанПин призвано обеспечить здоровое и успешное развитие детей, предупреждение их утомляемости, появления проблем со зрением.

Заключение

Правильная организация работы дошкольных учреждений является залогом успешного воспитания и роста ребенка. А грамотно подобранная система уличного и внутреннего освещения не будет наносить опосредованный вред растущему организму детей, позволяя им развиваться гармонично и правильно

Поэтому немаловажно ориентироваться в том, какие именно нормы существуют в данной ситуации, чтобы правильно оценить их исполнение в конкретном учреждении

Законодательно установленные нормы освещения детских садов регулируются документами СНиП и СанПин. Также в отдельных регионах существуют дополнительные законодательные акты, которые определяют, каким должно быть освещение в детских дошкольных учреждениях. Рассмотрим требования на федеральном уровне.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий