Охрана труда: как изменятся обязанности работодателей и работников

Кто отвечает за безопасность работников?

Среди поверхностно ознакомленных с требованиями ОТ работников бытует мнение, что за их безопасность отвечает инженер по технике безопасности и охране труда. На самом деле это не так. За безопасность конкретных работников отвечает их непосредственный руководитель. За охрану труда и технику безопасности на производстве в целом отвечают руководители: предприятия, подразделений, отделений и т. д.

Ответственность за выполнение требований охраны труда и техники безопасности на предприятии также делится по направлениям надзора и возлагается на работников соответствующей компетенции. Например, ответственность за электробезопасность несут назначенные приказами работники энергетической службы, за организацию системы инструктажей по охране труда и технике безопасности на рабочих местах и ее качественное функционирование – непосредственные руководители работ.

Заботиться о собственной безопасности обязаны и сами трудящиеся. Это – требование не только здравого смысла, но и ст. 214 ТК РФ. Чтобы остаться здоровыми и сохранить работоспособность, трудящимся необходимо:

• четко знать и постоянно соблюдать требования инструкций по технике безопасности и охране труда;• вовремя проходить обучение и медосмотры;• использовать СИЗ;• уметь оказывать первую помощь;• внимательно наблюдать за окружающей обстановкой, анализировать производственные ситуации и немедленно сообщать руководителю работ о возможной или существующей опасности.

На время прохождения обучения, медосмотра, остановки работ из-за создавшейся опасной ситуации за трудящимся сохраняется средний заработок. Если же он уклоняется от ответственности за собственное здоровье – не является на инструктажи по охране труда и технике безопасности, не проходит медосмотры, регулярно нарушает требования ОТ, – представители работодателя имеют право в соответствующем порядке отстранить его от выполнения работ. При этом заработная плата за это время не начисляется.

Государственная экспертиза условий ОТ (ст. 216.1.)

Экспертизу рабочего места и созданных на нем УТ производят федеральные исполнительные органы, которые имеют право на осуществление надзора за соблюдением ТЗ и других законодательных актов, разработанных для создания комфортных с точки зрения безопасности условий для работающих граждан (ФЗ №160-ФЗ от 23.07.2008 и №242-ФЗ от 18.07.2011)

Уполномоченные проводить экспертизу лица должны быть допущены в требуемые помещения, и им должны быть предоставлены все необходимые документы

В случае, если уполномоченные организацией лица, в которой планируется осуществлять проверку, не предоставляют документацию, а также другие материалы для проведения государственной экспертизы, то комиссия, проводящая данную процедуру, вправе запросить нужную документацию самостоятельно у руководства предприятия, а также в других организациях местного и регионального значения, если в их распоряжении находятся необходимые документы (ФЗ №169-ФЗ ч.2 от 01.07.2011 года).

Экспертиза, уполномоченными органами производится в целях оценивания следующих факторов и обусловлена ФЗ № 421-ФЗ от 28.12.2013 года:

  • определение специального оценивания УТ;
  • соответствие предоставления положенных работникам ГиК за работу в условиях вредных или опасных для здоровья человека;
  • оценка фактических УТ работающих граждан.

Проведение экспертизы по ОТ может быть инициировано работниками или руководителем предприятия, результаты проверки должны быть доведены до всех работников организации

Основанием проведения государственной экспертизы может служить решение судебных органов, органов исполнительной власти, работников или самого руководителя предприятия, профсоюзных организаций, ФСС РФ и другими уполномоченными организациями.

Комиссия или отдельные лица, наделенные полномочиями, подтвержденными специальным удостоверением, осуществлять государственную экспертизу, вправе производить следующие действия:

  • беспрепятственно посещать для проведения экспертизы руководителей организаций любых форм собственности, а также работодателей, являющихся физическими лицами;
  • безвозмездно получать от организации документы и материалы, необходимые для осуществления экспертизы;
  • производить все замеры и расчеты, при необходимости привлекая для этого специализированные лаборатории, которые аккредитованы для проведения экспертиз, согласно ФЗ.

В случае обнаружения комиссией несоответствия установленным требованиям ОТ результаты проверки направляются в уполномоченные решать данные вопросы органы

В обязанности лиц, проводящих экспертизу, входят следующие действия:

  • после проведения экспертных мероприятий составлять соответствующие заключения и при необходимости направлять их в судебные органы, ФСС РФ, профсоюзные организации, работодателям, в органы исполнительной власти;
  • выводы, изложенные в составленных заключениях, должны быть обоснованы, приведенными доводами;
  • обеспечение сохранности материалов и документов, изъятых и используемых для проведения экспертизы, а также конфиденциальность полученных сведений.

Какие объекты освобождены от необходимости негосударственной экспертизы?

Негосударственной экспертизе не могут подвергаться результаты инженерных изысканий и проектная документация, выполненные для следующих строительных объектов:

  • Отдельно стоящих жилых домов для проживания одной семьи (высотой не более 3-х этажей).
  • Жилых домов (также высотой не более 3-х этажей), состоящих максимум из десяти блоков. Каждый такой блок предназначен для проживания одной семьи. Блоки имеют одну или несколько общих стен, в которых нет проёмов с соседними блоками. Такие дома расположены на отдельных земельных участках с выходом на общую территорию.
  • Многоквартирных домов (высотой не более 3-х этажей), которые состоят максимум из четырёх блок-секций. Каждая блок-секция такого дома состоит из нескольких помещений общего пользования или квартир, имеет собственный подъезд и отдельный выход на общую территорию.
  • Отдельно стоящих объектов строительства, высотой не более 2-х этажей, с общей площадью не более 1500 кв м. Такие объекты не предназначены для производственной деятельности и проживания.
  • Отдельно стоящих объектов строительства, высотой не более 2-х этажей с общей площадью не более 1500 кв. метров. Такие объекты предназначены для производственной деятельности, без оборудования санитарно-защитных зон или с оборудованием этих зон, но только в пределах земельных участков этих объектов.

Кроме этого, нет необходимости в экспертизе, если не требуется получение разрешения на строительство. Например, при возведении гаража, частных беседок и т.п.

 

Расходы на государственную экспертизу проекта

В соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства до ее утверждения подлежит государственной экспертизе, которая не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:

  • отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи (объектов индивидуального жилищного строительства);
  • жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилых домов блокированной застройки);
  • многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и имеется отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
  • отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв. м и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности;
  • отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв. м, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, требуется установление санитарно-защитных зон.

Государственная экспертиза проектной документации не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, ранее получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и применяемой повторно, или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Услуги по проведению экспертизы являются платными и осуществляются за счет средств заявителя. При расчете размера платы за проведение государственной экспертизы учитывается сумма налога на добавленную стоимость, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. За проведение повторной государственной экспертизы взимается 30% размера платы за проведение первичной государственной экспертизы. В случае если документы на проведение повторной государственной экспертизы в отношении жилых объектов капитального строительства поданы в течение 14 дней после получения отрицательного заключения, плата за проведение повторной государственной экспертизы не взимается. Оплата услуг по проведению государственной экспертизы производится независимо от результата государственной экспертизы (п. 11 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Предпроектная и проектная стадии подготовки строительства завершаются утверждением проектной документации и выдачей разрешения или ордера на производство работ (либо и того, и другого в зависимости от проводимых работ).

 

Какие документы по охране труда подготовить

Все мероприятия по охране труда нужно не только проводить, но и документировать. В противном случае очередной визит инспектора ГИТ обернется разбирательствами и выплатой штрафов. Оптимизация и систематизация документооборота позволит избежать проблем.

Таблица. Охрана труда: документы 2020

ПоложенияПоложение о СУОТ

Положение о службе охраны труда

Положение о проведении стажировки на рабочем месте вместе с программами стажировки

Положение об обеспечении работников СИЗ

Приказы по охране труда·         Приказ о назначении ответственных лиц за охрану труда

·         Приказ руководителя о создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда

·         Приказ об утверждении инструкций по охране труда

·         Приказ об организации бесплатной выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств

·         Приказ об утверждении перечня рабочих мест и списка сотрудников, для которых в санитарно-бытовых помещениях обеспечивается наличие мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом

·         Приказ о создании комиссии по проведению спецоценки

·         Приказ об утверждении графика проведения СОУТ

·         Приказ о подготовке плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда

·         Приказ о назначении лица, ответственного за присвоение неэлектротехническому персоналу I группы по электробезопасности

·         Приказ о назначении ответственного за эксплуатацию стеллажей

Журналы·         Журнал регистрации вводного инструктажа

·         Журнал регистрации НС

·         Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу

·         Журнал инструктажа на рабочем месте

·         Журнал инструктажей по пожарной безопасности

Программы·         Программа проведения вводного инструктажа по ОТ

·         Программы проведения первичного инструктажа на рабочем месте

·         Программа производственного санитарного контроля

·         Программы обучения по ОТ по должностям, профессиям

·         Программа действий по улучшению условий и охраны труда

Перечни и списки·         Перечень профессий и должностей сотрудников, освобожденных от первичного инструктажа

·         Список работников, которые подлежат медицинским осмотрам

·         Перечень рабочих мест и список лиц, для которых обязательна выдача смывающих и обезвреживающих средств

·         Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям

·         Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу группы I по электробезопасности

·         Перечень профессий и должностей, которым положена бесплатная спецодежда, спецобувь и другие СИЗ

ИнструкцииДолжностные инструкции для специалистов службы охраны труда

Инструкции по охране труда на каждую профессию или должность

Прочие документыКопии сертификатов и деклараций соответствия СИЗ и смывающих средств

Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты

 

 

Важно! Это не исчерпывающий перечень документов по охране труда. Список может пополняться в зависимости от специфики деятельности компании

 

Когда нужна повторная экспертиза, и в каких случаях ее можно избежать

Экспертный анализ проекта необходим для получения разрешения на строительство и возведения объекта с учетом действующих требований. Но бывают случаи, когда необходима повторная экспертиза. На сайте https://prommash-test.ru/ можно подробнее узнать о проведении негосударственной экспертизы проектной документации.

Работа проводится в следующих ситуациях:

При получении негативного заключения по проектной документации. Цель повторной экспертизы состоит в получении позитивного заключения и начала строительных работ

Заказчику важно, чтобы изменения были внесены максимально быстро и без задержек. При внесении правок в состав проектной документации. Повторная экспертиза необходима в случае добавления дополнительных разделов, изменения существующих дополнений или внесения правок в проект.

 

В ГрК РФ (статье 49, пункте 3) предусмотрено ряд исключений. Так, в проведении повторной экспертизы нет необходимости в таких случаях:

  • откорректированный проект ранее прошел успешную проверку уполномоченных органов;
  • внесенные изменения не касаются конструктивных элементов или других характеристик сооружения;
  • изменение проекта не меняет состав сметы на выполнение строительных работ.

Из сказанного видно, что повторная экспертиза необходима при внесении правок. Разница в том, что при внесении изменений в состав проекта вторичная проверка проводится добровольно, а при выявлении ошибок — принудительно. Отказ от повторной экспертизы (если она необходима) приводит к невозможности получения разрешения на ввод объекта в работу.

Количество повторных экспертиз не ограничивается законодательством. Работу можно выполнять от двух и более раз. При проведении каждой очередной проверки учитываются правила проведения первичной госэкспертизы. При проверке эксперты оценивают следующие моменты:

  • раздел проектной документации, в который были внесены правки;
  • совместимость новых данных с остальной частью документов.

Для повторной экспертизы необходимо предоставить пакет бумаг по перечню, установленному в ПП №145. В него входит:

  • заявление на экспертную оценку;
  • проект, который получил позитивную оценку раньше;
  • положительное заключение;
  • задание на внесение правок в документы;
  • справка об изменениях.

Проект может рассматриваться полностью или частично (в зависимости от обстоятельств).

Обязанности руководителя обеспечить условия ОТ (ст. 212)

Все обязательства обеспечения условий ОТ в первую очередь возлагаются на руководителя организации (ФЗ № 90-ФЗ от 30.06.2006 года).

В его обязанности входит обеспечение следующих факторов:

безопасная эксплуатация работающими гражданами сооружений и зданий, технологического оборудования, а также ручных инструментов, материалов и сырья; организация системы управления ОТ (ФЗ № 421-ФЗ от 28.12

2013 года); использование только средств личной и коллективной защиты, которые прошли, согласно законам РФ, декларирование и сертификацию (ФЗ № 313-ФЗ от 30.12.2008года); каждому из рабочих мест руководитель обязан обеспечить условия ОТ, которые будут соответствовать установленным требованиям и нормам; к ОТ также относятся режимы работы и отдыха работающих граждан, которые оговорены ТК и другими нормативными актами, регулирующими трудовое право; работодатель обеспечивает работников за счет предприятия специальной обувью и одеждой, средствами личной защиты, обезвреживающими и смывающими веществами, которые прошли декларирование и (или) сертификацию согласно нормам РФ, что крайне важно для граждан, выполняющих работы, которые связаны с высокой загрязненностью или особыми температурными режимами (ФЗ № 313-ФЗ от 30.12.2008 и № 90-ФЗ от 30.06.2006 года); кроме этого, также за счет руководства организации проводятся обучение безопасным приемам и методам выполнения порученных работ, оказанию необходимой первой помощи пострадавшим во время работы на производстве, проверка знаний ОТ, стажировки на месте работы, инструктаж по ОТ; невозможность допуска к работе лиц, которые не прошли инструктаж, обучение и другие мероприятия по ОТ; контроль над условиями труда работников организации, а также соответствующее использование ими средств личной и коллективной защиты, должен осуществляться руководством и независимой комиссией (ФЗ № 421-ФЗ от 28.12. 2013 года);

 

 

Медицинский осмотр является обязательной процедурой для каждого работника, для которой работодателем должен быть выделен один оплачиваемый день

  • если законодательством РФ это предусмотрено, то работодатель за счет средств организации обеспечивает проведение перед принятием гражданина на работу, а также в процессе его трудовой деятельности медицинского осмотра и психиатрических освидетельствований, на период прохождения этих мероприятий за работником сохраняется его должность и средняя з/плата (ФЗ №353-ФЗ от 25.11.2013 и № 90-ФЗ от 30.06.2006 года);
  • невозможность допущения работников к их непосредственным обязанностям без медицинского и психиатрического освидетельствования, а также при медицинских противопоказаниях (ФЗ №317-ФЗ от 25.11.2013 и № 90-ФЗ от 30.06.2006 года);
  • в обязанности руководства также входит обязательное информирование граждан об ОТ, о возможных рисках вреда их здоровью, о ГиК, а также средствах личной защиты;
  • надзор (контроль) за соблюдением правил ОТ осуществляют органы исполнительной власти, занимающиеся областью ОТ, а также профсоюзы (ФЗ №122-ФЗ от 30.06.2006 и № 90-ФЗ от 30.06.2006 года);

 

В обучающий цикл по ОТ для граждан, работающих на опасном производстве, может входить процесс оказания первой помощи при возникновении ЧС

  • руководство должно принимать меры по предотвращению аварий, максимально обеспечивать сохранение здоровья и жизни работающих граждан;
  • при возникновении несчастного случая работодатель должен провести его расследование;
  • работникам должно быть обеспечено санитарное и медицинское обслуживание, а также в случае, если работник заболел в период выполнения работы, его доставка в мед. организацию и оказание ему всей необходимой помощи;

 

При необходимости человеку должна быть оказана медицинская помощь

  • руководитель организации обязан обеспечивать доступ уполномоченных лиц для произведения надзора за выполнением установленных законодательством норм по ОТ;
  • обязательное выполнение всех предписаний, которые оставят работодателю после проверки уполномоченные в области ОТ лица;
  • обязательно осуществлять страхование работников от возникновения профессиональных болезней, а также несчастных случаев;
  • при поступлении граждан на работу необходимость ознакомления их с требованиями ОТ;
  • уполномоченные лица предприятия, опираясь на нормативные документы и учитывая специфику рабочего процесса, производят разработку правил и их утверждение, учитывая мнение профсоюзов предприятия.

 

Контроль за соблюдением ОТ на предприятии осуществляется уполномоченным органами, которые после завершения обследования составляют соответствующий акт

Комментарий к Ст. 50 ГрК РФ

1. Комментируемая статья также является новеллой в градостроительном законодательстве. Вообще, изначально введение негосударственной экспертизы проектной документации было связано с тем, что в проекте ГрК РФ предусматривалось проведение государственной экспертизы только в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, проектная документация по иным объектам могла быть представлена к оценке соответствия техническим регламентам по инициативе застройщика. Проверка соответствия проектной документации техническим регламентам — обязанность лиц, ответственных за проектирование или строительство объектов.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам: 8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Однако такое положение не являлось бы гарантией прав и законных интересов остальных граждан. Возможны различные варианты того, что в целях быстрого строительства застройщик будет возводить здание, не соответствующее техническим регламентам, и в то же время найдет способ уйти от ответственности.

Кроме того, в проекте предусматривалось, что проектная документация разрабатывается в соответствии с техническими регламентами по размещению, проектированию и строительству объектов недвижимости. Однако в настоящее время технические регламенты отсутствуют, их принятие планируется в течение семи лет.

Таким образом, в отсутствие технических регламентов и Федерального закона «О саморегулируемых организациях» передача государственной функции по экспертизе проектной документации большинства объектов саморегулируемым организациям лиц, ответственных за проектирование и строительство, принятие такой концепции могла оказаться преждевременной и привести к непредсказуемым последствиям.

В связи с тем что, во-первых, расширен перечень объектов, в отношении проектной документации которых государственная экспертиза не проводится, и во-вторых, уточнена цель государственной экспертизы — оценка безопасности объекта, закрепляется возможность для застройщика (заказчика) направить проектную документацию на негосударственную экспертизу.

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена также возможность проведения негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий.

На негосударственную экспертизу застройщик (заказчик) может направить проектную документацию и результаты инженерных изысканий, которые как подлежат, так и не подлежат государственной экспертизе. Однако направление на негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в отношении которых предусмотрена государственная экспертиза, не может заменить государственную экспертизу.

2. В комментируемой статье специально не уточняется предмет экспертизы. Предмет в каждом конкретном случае проведения экспертизы должен уточняться в договоре, заключаемом застройщиком (заказчиком) и аккредитованной организацией. Это может быть и соответствие проектной документации требованиям безопасности, и экономическая целесообразность проекта, и социальная привлекательность проектируемого объекта и т.д.

3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает, что негосударственная экспертиза проводится аккредитованными организациями. Согласно Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» аккредитация представляет собой официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия. Орган по аккредитации таких организаций должен быть определен Правительством РФ.

Порядок проведения указанной экспертизы устанавливается Правительством РФ.

Законодательная база

Данные статистики свидетельствуют о росте популярности негосударственной экспертизы. Это объясняется тем, что такая проверка проводится в более сжатые сроки (до 10 рабочих дней). Кроме того, стоимость негосударственной экспертизы ниже, чем государственной. Результат обоих видов проверок признается на официальном уровне и позволяет получить в дальнейшем разрешение на возведение объекта.

В ФЗ №337 о внесении изменений в ГрК РФ и ряд законодательных актов РФ прописано, что проектная документация по реконструкции, капремонту или строительству здания проходит обязательную экспертизу. В 2012 году вступили в силу поправки закона, согласно которых заключения государственной или негосударственной экспертизы признаны равными в правах. Порядок и форма оформления документа устанавливается ФАС и ЖКХ.

С учетом новых норм строительная компания и заказчик имеют право лично выбирать, куда передавать инженерные изыскания и проект для дальнейшей проверки — в государственный или негосударственный орган. Это прописано в части 1, статье 49. Если проверка сметы осуществляется одновременно с экспертизой проекта и инженерных изысканий, работы выполняются с учетом срока, установленного в договоре между сторонами.

Основные нюансы независимой (частной экспертизы) оговорены в соответствующем Положении, которое в 2008 году было утверждено Путиным В.В. (на тот момент Председателем Правительства РФ).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий