Схемы с питанием обмотки возбуждения от выхода генератора
Автомобильный генератор возбуждается от аккумулятора. Как только включается зажигание, выходной транзистор регулятора открывается и через него идет ток возбуждения , генератор возбуждается. Когда генератор заработал, возбуждение происходит уже от самого генератора по той же цепи, через замок зажигания. При включенном зажигании в таких схемах плюс аккумулятора всегда остается подключенным к обмотке возбуждения.
Регулятор напряжения может быть внешним и встроенным. Внешний регулятор это отдельная коробочка, которая соединяется с генератором проводами и стоит в стороне от генератора. Встроенный регулятор, входит в состав генератора, крепится внутри или снаружи корпуса, обычно, встроенный регулятор сделан вместе со щетками.
СПОСОБЫ ВОЗБУЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ПОСТОЯННОГО ТОКА
Под возбуждением электродвигателей постоянного тока (ПТ) понимается эффект создания в них ЭДС, обеспечивающей вращение ротора. Их рабочие характеристики зависят от того, каким образом включена обмотка возбуждения (ОВ) по отношению к цепи якоря.
Наиболее распространены следующие схемы подключения:
- с независимым возбуждением (две обмотки не связаны одна с другой, а ОВ питается от отдельного источника);
- с параллельным возбуждением или шунтируемого типа (в них ОВ включена параллельно якорной цепочке);
- с последовательным возбуждением (ОВ включается последовательно с якорной обмоткой).
В ряде случаев, связанных с особенностями эксплуатации двигателей постоянного тока, применяется комбинированная схема включения.
Иногда ее называют “смешанной” или “компаундной” (в ней последовательное подключение совмещается с параллельным). Рассмотрим каждый из перечисленных вариантов более подробно.
Независимое возбуждение.
При этой схеме подключения обмотка возбуждения электрически не связана с катушкой якоря (рис.1). Для снижения тепловых потерь и создания необходимой величины ЭДС число витков в ней делается достаточно большим, что позволяет снизить ток возбуждения.
Регулировать ток в якоре можно посредством резистора Rдоб, включенного последовательно. Частоту вращения можно менять резистором Rрег. Возможность независимого управления параметрами двигателя относят к плюсам этой схемы.
Ее минус – необходимость использования дополнительного источника питания, что приводит к увеличению материальных издержек. Применение схемы с независимым возбуждением определяется особенностями конструкции управляемого электропривода.
Параллельное возбуждение.
Электрическая схема подключения с параллельным возбуждением в целом напоминает рассмотренную выше. Ее особенность – наличие электрической связи ОВ с якорной цепью (рис.2).
Эффективность работы двух рассмотренных схем практически одинакова. Преимущество этого способа включения в том, что в данной ситуации отпадает необходимость в дополнительном источнике питания. Ее минус – невозможность раздельной регулировки параметров электродвигателя.
Принцип работы электродвигателя с последовательным возбуждением.
Особенностью этой схемы является последовательное включение ОВ и якорной цепочки (рис.3). При таком варианте подключения ток якоря является одновременно и током возбуждения (Iя =Iв). Это вынуждает производителей оборудования наматывать ОВ проводом того же сечения, что и у якоря.
Недостаток этой схемы – в том, что скорость двигателя зависит от нагрузки на валу. При ее увеличении падение напряжения на обмотках и магнитный поток возрастают. А это приводит к сильному падению скорости вращения. При снижении нагрузки частота вращения двигателя резко возрастает и может достичь опасных значений (он может начать работать “вразнос”).
Данный вариант применяют в случаях, когда необходимо выдерживать большое пусковое усилие (момент). Или же когда двигателю предстоит работать в режиме кратковременных перегрузок. Схемы с последовательным запуском используются в тяговых двигателях (в метро, трамваях, электровозах и троллейбусах).
Принцип действия двигателя со смешанным возбуждением.
К каждому из полюсов системы со смешанным возбуждением подключено две обмотки: последовательная и параллельная (рис.4). Их допускается включать таким образом, чтобы магнитные потоки суммировались (согласное подключение), либо вычитались один из другого (встречное включение).
В зависимости от того, как соотносятся части каждого из магнитных потоков, двигатель постоянного тока со смешанным возбуждением приближаются по своим свойствам к одному из уже рассмотренных ранее вариантов.
Такие схемы применяются в ситуациях, когда необходим большой по величине пусковой момент и одновременно невозможно обойтись без регулировки частоты вращения вала при переменных нагрузках.
6.2. Генераторы с параллельным возбуждением.
У таких генераторов цепь обмотки возбуждения соединяется параллельно
цепи якоря и часть тока потребляемого двигателем (примерно 1%) используется
для питания обмотки возбуждения (рис.6.7).
Обмотка возбуждения выполнена тонким проводом и содержит значительное
количество витков. Самовозбуждение подобных генераторов возможно только
лишь в том случае, если статор машины сохраняет остаточную намагниченность.
Характеристика холостого хода у таких генераторов аналогична характеристике
генераторов с независимым возбуждением (рис.6.5), а внешняя характеристика
(рис.6.6.Б) проходит ниже, так как при увеличении тока нагрузки увеличивается
падение напряжения на обмотке якоря, что приводит к уменьшению выходного
напряжения, а следовательно, и тока возбуждения. Генераторы с параллельным
возбуждением не боятся коротких замыканий и поэтому наиболее широко
распространены.
6.4. Генераторы смешанного возбуждения.
Такие генераторы имеют две обмотки возбуждения: одну, включенную параллельно
обмотке якоря и имеющую значительное сопротивление, и вторую, включенную
последовательно, со значительно меньшим сопротивлением (аналогично генераторам
последовательного и смешанного соединения) (рис.6.9).
Эти обмотки могут быть включены либо согласно, либо встречно.
В генераторах с согласным включением обмоток выходное напряжение почти
не меняется с изменением нагрузки (рис.6.10.А).
Это происходит потому, что магнитный поток последовательной обмотки
создается током нагрузки и при увеличении нагрузки возрастает, компенсируя
влияние реакции якоря и увеличение падения напряжения внутри генератора.
Генераторы со встречным включением обмоток имеют крутопадающую внешнюю
характеристику (рис.6.10.Б). При увеличении тока нагрузки встречный
магнитный поток последовательной обмотки размагничивает генератор, и
выходное напряжение резко снижается. Наиболее часто подобные генераторы
используются в качестве сварочных, т.к. для поддержания горения дуги
требуются именно крутопадающие внешние характеристики.
Преимущества и недостатки
Из достоинств комбинированных моторов стоит выделить:
- высокие показатели регулировок;
- хороший уровень крутящего момента даже на низких оборотах двигателя;
- точность регулировки, низкая вероятность выхода из-под контроля;
- минимальные потери магнетизма со временем;
- почти линейные и механические параметры регулировки, которые обеспечивают удобство эксплуатации;
- высокий уровень также пускового момента, который способствует быстрому запуску мотора, обладающего таким приводом. Причем, в любых условиях окружающей среды;
- компактность габаритов. Особенно эта особенность касается конструкций устройств с постоянными магнитами;
- возможность применения единого механизма для работы в режиме генератора и двигателя;
- коэффициент полезного действия при работе на максимальных нагрузках, в среднем на 1-3% выше, чем у силовых агрегатов синхронного и асинхронного типа конструкции. Если же нагрузка частичная, тогда показатель может увеличиваться до 15%.
По мере того, как совершенствуется конструкция моторов, расширяется их преимущества также расширяются.
Есть и недостатки, серди которых стоит выделить основной – это высокая рыночная стоимость по сравнению с другими модификациями. Обслуживание также стоит на порядок выше, ведь предотвращать износ конструктивных деталей нужно чаще. Хотя современные инженерные решения помогают исправлять эти недостатки.
Правило Ленца
Чтобы определить направление индукционного тока, нужно воспользоваться правилом Ленца.
Академически это правило звучит следующим образом: индукционный ток, возбуждаемый в замкнутом контуре при изменении магнитного потока, всегда направлен так, что создаваемое им магнитное поле препятствует изменению магнитного потока, вызывающего индукционный ток.
Давайте попробуем чуть проще: катушка в данном случае — это недовольная бабуля. Забирают у нее магнитный поток — она недовольна и создает магнитное поле, которое этот магнитный поток хочет обратно отобрать.
Дают ей магнитный поток, забирай, мол, пользуйся, а она такая — «Да зачем сдался мне ваш магнитный поток!» и создает магнитное поле, которое этот магнитный поток выгоняет.
Магнитный поток – возбуждение
Магнитный поток возбуждения усиливается в начале работы генератора и изменяется в процессе его работы ввиду изменения силы тока в обмотке возбуждения. Для поддержания постоянной величины напряжения генератора необходимо при изменении скорости вращения якоря автоматически изменять величину магнитного потока возбуждения обратно пропорционально скорости вращения якоря, что достигается изменением силы тока возбуждения при помощи регулятора напряжения.
Магнитный поток возбуждения зависит от силы тока, потребляемого стартером, а поэтому и вращающий момент будет пропорционален силе тока в цепи стартера.
Магнитный поток возбуждения пропорционален току якоря.
Магнитный поток возбуждения прямо пропорционален магнитной проводимости
Трансформаторная схема включения двух сельсинов ( а, б и схема. |
Магнитный поток возбуждения изменяется косинусоидально и наводит в каждой из обмоток статора синусоидальные ЭДС, амплитуды которых зависят от угла а поворота ротора. ОВ и обмоток статора О, О2, Оу При совпадении магнитных осей возбуждения и первой обмотки статора амплитуда синусоидальной ЭДС в ней максимальна ( Ет EJ, а при взаимно перпендикулярных направлениях осей ОВ и О равна нулю.
Магнитный поток возбуждения создается в результате совместного действия двух обмоток.
Магнитный поток возбуждения с увеличением нагрузки действительно уменьшается, так как уменьшаются напряжение на зажимах генератора и ток возбуждения.
Магнитный поток возбуждения увеличивается, скорость двигателя уменьшается.
Пути циркуляции магнитного потока возбуждения бесконтактного сельсина. |
Магнитный поток возбуждения изменяется косинусоидально и наводит в каждой из обмоток статора синусоидальные ЭДС, амплитуды которых зависят от угла а поворота ротора. Ет), а при взаимно перпендикулярных направлениях осей 0В и Ot равна нулю.
Магнитный поток возбуждения однофазного коллекторного двигателя изменяется по величине ( пульсирует), поэтому магнитную систему набирают нз отдельных листов электротехнической стали, чтобы снизить тепловые потери на вихревые токи.
Принципиальная электрическая схема автоматического регулирования. |
Результирующий магнитный поток возбуждения зависит от величины магнитных потоков в обмотках / и / / ( магнитный поток в обмотке / устанавливается регулятором напряжения РИД в зависимости от заданных параметров режима сварки) и изменяет величину напряжения и полярность на зажимах генератора. Этим изменяется скорость и направление вращения двигателя головки и, следовательно, скорость и направление движения электродной проволоки.
Зависимость магнитного потока возбуждения Ф от МДС FB ( магнитная характеристика – рис. 11.21) для машин постоянного тока подобна магнитной характеристике для синхронных машин.
11.4. Генераторы с независимым возбуждением. Характеристики генераторов
Магнитное поле генератора
с независимым возбуждением создается током, подаваемым от постороннего
источника энергии в обмотку возбуждения полюсов.
Схема генератора с независимым возбуждением показана
на рис. 11.6.
Магнитное поле генераторов с независимым возбуждением
может создаваться
от постоянных магнитов (рис. 11.7).
Рис. 11.6
Рис. 11.7
Зависимость ЭДС генератора от тока возбуждения называется
характеристикой холостого хода E = Uхх = f (Iв).
Характеристику холостого хода получают при разомкнутой
внешней цепи (Iя) и при постоянной частоте вращения (n2
= const)
Характеристика холостого хода генератора показана
на рис. 11.8.
Из-за остаточного магнитного потока ЭДС генератора
не равна нулю при токе возбуждения, равном нулю.
При увеличении тока возбуждения ЭДС генератора сначала
возрастает пропорционально.
Соответствующая часть характеристики холостого хода
будет прямолинейна. Но при дальнейшем увеличении тока возбуждения происходит
магнитное насыщение машины, отчего кривая будет иметь изгиб. При последующем
возрастании тока возбуждения ЭДС генератора почти не меняется. Если уменьшать
ток возбуждения, кривая размагничивания не совпадает с кривой намагничивания
из-за явления гистерезиса.
Зависимость напряжения на внешних зажимах машины
от величины тока нагрузки
U = f (I) при токе возбуждения Iв = const называют внешней
характеристикой генератора.
Внешняя характеристика генератора изображена на рис.
11.9.
Рис. 11.8
Рис. 11.9
С ростом тока нагрузки напряжение на зажимах генератора
уменьшается из-за увеличения падения напряжения в якорной обмотке.
§ 121. Влияние тока возбуждения на работу синхронного двигателя
При постоянной величине механической нагрузки на валу двигателя активная мощность, потребляемая двигателем из сети, остается также постоянной (если не учитывать разницы в величине потерь мощности в самом двигателе). Отсюда следует, что при любом cos φ активная составляющая тока I1, потребляемого двигателем из сети, будет постоянной (рис. 286):
I1 cos φ1 = I2 cos φ2 = I3 cos φ3 = Iа.
Рис. 286. Векторная диаграмма синхронного двигателя при М = const и Iр = var
В создании результирующего магнитного потока синхронного двигателя принимают участие как обмотка статора, так и обмотка ротора. Доля участия той или иной обмотки в создании результирующего магнитного потока зависит от величины тока этих обмоток. Так же как у трансформаторов и асинхронных двигателей, результирующий поток синхронного двигателя при постоянном напряжении (Uc = const) остается практически постоянным. Поэтому при изменении тока возбуждения синхронного двигателя ток статорной обмотки, т. е. ток, потребляемый двигателем из сети, будет также изменяться.
На рис. 287 дана векторная диаграмма магнитных потоков синхронного двигателя. Результирующий магнитный поток Φрез индуктирует в обмотке статора двигателя э.д.с. Eрез, отстающую от потока на 90°.
Рис. 287. Векторная диаграмма магнитных потоков синхронного двигателя
Если сопротивления обмотки статора принять равными нулю, то э.д.с. Ерез будет уравновешена напряжением сети U. Если пренебречь влиянием гистерезиса и вихревых токов, то магнитный поток статора (якоря) Φя будет совпадать по фазе с током якоря I.
Геометрическая сумма магнитных потоков статора Φя и ротора Φв даёт результирующий поток Φрез.
На диаграмме магнитные потоки представлены для трех случаев: ток якоря I1 совпадает по фазе с напряжением U; ток якоря I2 отстает от напряжения U, и ток якоря I3 опережает по фазе напряжение U.
Из рис. 287 видно, что при недовозбуждении двигатель работает как индукционная катушка, потребляя из сети ток I2, отстающий на фазе от напряжения сети Uc на угол φ2. Активная составляющая тока равна I2 cos φ2. С увеличением тока возбуждения статорный ток будет уменьшаться и при φ = 0 величина тока I1 будет наименьшей. Если продолжать увеличивать ток возбуждения, то двигатель начнет работать с опережающим током I3, т. е. будет подобен емкости (конденсатору). Активная составляющая тока I3 cos φ3 будет по-прежнему постоянна, но за счет увеличения реактивной составляющей тока I3 sin φ3 статорный ток будет увеличиваться.
Способность перевозбужденного синхронного двигателя работать с опережающим током часто используют для увеличения коэффициента мощности электрической установки.
Зависимость тока I в обмотке статора синхронного двигателя от тока возбуждения Iв при постоянном вращающем моменте М и постоянном напряжении U на зажимах двигателя, т. е.
I = f(Iв) при М = const и U = const,
выражается при помощи так называемых U-образных кривых, которые даны на рис. 288.
Рис. 288. U-образные характеристики синхронного двигателя
Представленные кривые показывают, что при определенной мощности на валу двигателя минимальная величина статорного тока будет иметь место при определенном токе возбуждения, соответствующем работе с cos φ = 1. Любые изменения тока возбуждения (увеличение или уменьшение) будут сопровождаться увеличением статорного тока.
В некоторых физических приборах, звуковом кино, телемеханических установках и других устройствах, там, где требуется постоянная скорость вращения, нашли себе применение маломощные, (порядка нескольких десятков или сотен ватт) реактивные синхронные двигатели. На статоре этих двигателей располагается обмотка переменного тока, создающая вращающееся магнитное поле. Ротор синхронных реактивных двигателей явнополюсный, имеет короткозамкнутую пусковую обмотку, но не имеет обмотки возбуждения. Различные конструкции роторов синхронных реактивных двигателей показаны на рис. 289.
Рис. 289. Различные конструкции роторов синхронных реактивных двигателей: 1 – сталь, 2 – алюминий
За счет асинхронного момента ротор двигателя разгоняется до 95-97% синхронной скорости.
Магнитные линии вращающегося магнитного поля статора стремятся пройти по пути с меньшим магнитным сопротивлением. Поэтому ротор будет поворачиваться так, чтобы оси полюсов совпадали с направлением магнитных линий поля статора. Следовательно, ротор будет вращаться синхронно с полем статора. Вхождение ротора в синхронизм происходит толчком под влиянием реактивного момента за счет которого в дальнейшем работает двигатель.
Электродвигатели постоянного тока. Устройство и работа. Виды
Электрические двигатели, приводящиеся в движение путем воздействия постоянного тока, применяются значительно реже, по сравнению с двигателями, работающими от переменного тока. В бытовых условиях электродвигатели постоянного тока используются в детских игрушках, с питанием от обычных батареек с постоянным током. На производстве электродвигатели постоянного тока приводят в действие различные агрегаты и оборудование. Питание для них подводится от мощных батарей аккумуляторов.
Устройство и принцип работы
Электродвигатели постоянного тока по конструкции подобны синхронным двигателям переменного тока, с разницей в типе тока. В простых демонстрационных моделях двигателя применяли один магнит и рамку с проходящим по ней током. Такое устройство рассматривалось в качестве простого примера. Современные двигатели являются совершенными сложными устройствами, способными развивать большую мощность.
Главной обмоткой двигателя служит якорь, на который подается питание через коллектор и щеточный механизм. Он совершает вращательное движение в магнитном поле, образованном полюсами статора (корпуса двигателя). Якорь изготавливается из нескольких обмоток, уложенных в его пазах, и закрепленных там специальным эпоксидным составом.
Статор может состоять из обмоток возбуждения или из постоянных магнитов. В маломощных двигателях используют постоянные магниты, а в двигателях с повышенной мощностью статор снабжен обмотками возбуждения. Статор с торцов закрыт крышками со встроенными в них подшипниками, служащими для вращения вала якоря. На одном конце этого вала закреплен охлаждающий вентилятор, который создает напор воздуха и прогоняет его по внутренней части двигателя во время работы.
11.1. Устройство электрической машины постоянного тока
Электрическая машина постоянного
тока состоит из двух основных частей:
неподвижной части ( индуктора)
и вращающейся части (
якоря с барабанной обмоткой).
На рис. 11.1 изображена конструктивная схема машины
постоянного тока
Индуктор состоит из станины 1 цилиндрической формы, изготовленной
из ферромагнитного материала, и полюсов с обмоткой возбуждения 2, закрепленных
на станине. Обмотка возбуждения создает основной магнитный поток.
Магнитный поток может создаваться постоянными магнитами,
укрепленными на станине.
Якорь состоит из следующих элементов: сердечника
3, обмотки 4, уложенной в пазы сердечника, коллектора 5.
Рис. 11.1
Сердечник якоря для уменьшения потерь на вихревые точки набирается из
изолированных друг от друга листов электротехнической стали.
Характеристики двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением
Формула общего тока, идущего от источника, выводится согласно первому закону Кирхгофа и имеет вид: I = Iя + Iв, где Iя – ток якоря, Iв – ток возбуждения, а I – ток, который двигатель потребляет от сети. Следует отметить, что при этом Iв не зависит от Iя, т.е. ток возбуждения не зависит от нагрузки. Величина тока в обмотке возбуждения меньше тока якоря и составляет примерно 2-5% от сетевого тока.
В целом, данные электродвигатели отличаются следующими весьма полезными тяговыми параметрами:
- Высокая экономичность (поскольку ток якоря не проходит через обмотку возбуждения).
- Устойчивость и непрерывность рабочего цикла при колебаниях нагрузки в широких пределах (т.к. величина момента сохраняется даже в случае изменения числа оборотов вала).
При недостаточном моменте пуск осуществляется посредством перехода на смешанный тип возбуждения.
Сферы применения двигателя
Поскольку частота вращения подобных двигателей остается почти постоянной даже при изменении нагрузки, а также может изменяться при помощи регулировочного реостата, они широко применяются в работе с:
- вентиляторами;
- насосами;
- шахтными подъемниками;
- подвесными электрическими дорогами;
- станками (токарными, металлорежущими, ткацкими, печатными, листоправильными и пр.).
Таким образом, этот вид двигателей в основном используется с механизмами, требующими постоянства скорости вращения или ее широкой регулировки.
Регулирование частоты вращения
Регулирование скорости – это целенаправленное изменение скорости электродвигателя в принудительном порядке при помощи специальных устройств или приспособлений. Оно позволяет обеспечить оптимальный режим работы механизма, его рациональное использование, а также уменьшить расход энергии.
Существует три основных способа регулирования скорости двигателя:
- Изменение магнитного потока главных полюсов. Осуществляется при помощи регулировочного реостата: при увеличении его сопротивления магнитный поток главных полюсов и ток возбуждения Iв уменьшаются. При этом увеличивается число оборотов якоря на холостом ходу, а также угол наклона механической характеристики. Жесткость механических характеристик сохраняется. Однако увеличение скорости может привести к механическим повреждениям агрегата и к ухудшению коммутации, поэтому не рекомендуется увеличивать частоту вращения этим методом более чем в два раза.
- Изменение сопротивления цепи якоря. К якорю последовательно подключается регулировочный реостат. Скорость вращения якоря уменьшается при увеличении сопротивления реостата, а наклон механических характеристик увеличивается. Регулировка скорости вышеуказанным способом:
- способствует уменьшению частоты вращения относительно естественной характеристики;
- связана с большой величиной потерь в регулировочном реостате, следовательно, неэкономична.
- Безреостатное изменение подаваемого на якорь напряжения. В этом случае необходимо наличие отдельного источника питания с регулируемым напряжением, например, генератора или управляемого вентиля.
Двигатель с независимым возбуждением
Двигатель постоянного тока независимого возбуждения как раз и реализует третий принцип регулирования скорости. Его отличие в том, что обмотка возбуждения и магнитное поле главных полюсов подключаются к разным источникам. Ток возбуждения является неизменной характеристикой, а магнитное поле меняется. При этом изменяется число оборотов вала на холостом ходу, жесткость характеристики остается прежней.
Таким образом, принцип работы дпт с независимым возбуждением является достаточно сложным вследствие независимой работы двух источников, тем не менее, его главное преимущество – большая экономичность.
Генераторы последовательного и смешанного возбуждения
Генераторы последовательного возбуждения.яв
Внешняя характеристика генератора последовательного возбуждения изображена на рис. 1.24 (кривая 1). Так как напряжение генератора сильно изменяется при изменении нагрузки, он не может быть использован для питания потребителей, рассчитанных на постоянное напряжение, а поскольку их большинство, то он применяется только для питания специальных устройств.
Генераторы смешанного возбуждения. Генераторы смешанного возбуждения имеют две обмотки возбуждения. Обмотка ОВ1 включена параллельно, а ОВ2 – последовательно с нагрузкой (рис. 1.23). Обе обмотки намотаны на одни и те же полюсы и их магнитные потоки направлены согласно или встречно.
В большинстве случаев обмотки включаются согласно, причем МДС параллельной обмотки преобладает. С ростом нагрузки напряжение остается близким к постоянному (рис. 1.24, кривая 2) или немного возрастает (кривая 3). Подобные характеристики наиболее благоприятны для потребителей, требующих постоянного напряжения.
Если последовательная обмотка включена встречно, то при возрастании нагрузки ЭДС и напряжение генератора будут резко падать. Внешняя характеристика генератора смешанного возбуждения при встречном включении показана на рис. 1.24 (кривая 4).
Источник
11.7. Механические характеристики электродвигателей постоянного тока
Рассмотрим двигатель с параллельным возбуждением
в установившемся режиме работы (рис. 11.14). Обмотка возбуждения подключена параллельно
якорной обмотке.
, откуда
(11.6)
22в
Эта характеристика является жесткой. С увеличением
нагрузки частота вращения такого двигателя уменьшается в небольшой степени
(рис. 11.15).
На рисунке 11.16 изображен
двигатель последовательного возбуждения. Якорная обмотка и обмотка возбуждения
включены последовательно.
Рис. 11.15 | Рис. 11.16 |
Рис. 11.17 | Уравнение механической характеристики двигателя последовательного возбуждения выглядит следующим образом: |