Способы проверки тока утечки

Как проверить аккумулятор на утечку тока мультиметром

Принимая как норму, ток утечки на собственном авто, можно выполнить замер суммарных паразитных токов мультиметром. Превышение нормы может произойти при коротком замыкании в сети или слишком мощных дополнительных потребителях. Иногда причиной утечки тока с аккумулятора становится неисправность генератора или стартера. Только через последовательную проверку сети на утечку тока можно установить истинную причину просадки емкости аккумулятора автомобиля.

 Как замерить ток утечки аккумулятора

Для диагностики утечки тока потребуется тестер-мультиметр – он может работать как вольтметр, омметр и амперметр с проводами и зажимами «крокодилами». Потребуется рожковый ключ, перчатки и блокнот для записей.

Автомобиль следует подготовить:

  • выключить всю электронику, включая видеорегистратор и усилители;
  • отсоединить скрытые потребители в бардачке и под капотом;
  • открыть капот, закрепить его и ослабить минусовую клемму на аккумуляторе;
  • закрыть двери, но окна открыть для возможности проникнуть в салон, если сработает центральный замок.

Порядок измерения утечки тока аккумулятора

  • мультиметр поставить на измерение ампер в положение 10 А;
  • сделать разрыв цепи, подключить в разрыв амперметр только на отрицательном полюсе;
  • снять показания утечки.

При показателях, соответствующих норме – 20-80 мА, диагностика считается законченной.

 Найти и устранить утечку

В поисках нарушения, сопровождающегося утечкой тока, придется обследовать цепи всех потребителей. Начинать нужно с установленного внештатного оборудования. Именно там часто находят проблемы. Причины – дополнительный монтаж проводов выполнен в неподходящем и неудобном месте. Они могут нагреваться, перетираться.

Проблемным местом считают сигнализацию и двери. Неисправными могут быть концевики на схеме замыкания и размыкания двери. Сигнализация после включения через 5 минут должна уменьшить потребление тока. Нет – повод к обследованию.

Если причины утечки не установлены – проверять нужно генератор. Если силовой агрегат не подзаряжает аккумулятор, это определяется так:

  • Замерить напряжение на клеммах АКБ при отсутствии потребителей – при полной зарядке 12,6- 12,9 В.
  • Завести двигатель, включить потребителей – обогрев, фары, печку, произвести замер на клеммах АКБ – от 12,8 до 14,3 В.

Напряжение на клеммах меньше – генератор не подзаряжает аккумулятор.

Посмотрите видео, как проверить аккумулятор на утечку тока.

Проверка работы генератора

Иногда измерения не меняются из-за того, что плохо функционирует генератор. После поворота ключа зажигания генератор не передает импульс, аккумуляторная батарея не заряжается.

Проверка генератора проводится в такой последовательности:

  • Зажигание отключается, ключ изымается.
  • Потребители электрического тока отключаются.
  • Провода с зажимами от мультиметра подводятся к аккумуляторной батарее. При этом отслеживается соответствие плюсу и минусу.
  • Для установления напряжения используют режим вольтметра. Показатель должен составлять 12,9 В.
  • Запуск мотора, подключение печки, включение фар.
  • Проверка напряжения (повышение до 14В).

При определении более низкого напряжения проводят проверку работоспособности генератора. К этому мероприятию привлекают мастеров, пользуются услугами автомобильных мастерских. Допустимый показатель они устанавливают быстро. При помощи современных стендов устанавливается состояние генератора, наличие поломок.

Как проверить утечку тока в электросети автомобиля

Перед тем как приступить к проверке электрической сети автомобиля, нужно отключить все дополнительные электроприборы, которые явно требуют большого количества энергии для работы. Например, это могут быть различные устройства для освещения — лампочки внутри салона, под капотом, в багажнике и так далее

Также лучше отключить все дополнительные аксессуары, такие как: видеорегистратор, нештатная мультимедийная система, нештатный телевизор и прочее.Важно: В ходе проверки утечки тока может сработать центральный замок, поэтому лучше оставить окно автомобиля открытым на момент диагностики

Начать проверку следует на выключенном двигателе. Нужно определить, как много энергии потребляют приборы в электрической сети автомобиля, когда двигатель выключен. К приборам, которые постоянно расходуют энергию аккумулятора, относятся: сигнализация, часы, электронный блок управления двигателя, штатная мультимедийная система.

Важно: Нормальными показателями потребления токов при простое двигателя автомобиля является 15-80 мА. С таким потреблением потребуется машине простоять несколько месяцев, чтобы не самый емкий аккумулятор разрядился

Сам процесс проверки потребления приборами тока проходит следующим образом:

  1. Выключите двигатель;
  2. Далее необходимо снять с автомобильного аккумулятора положительную (плюсовую) клемму;
  3. После этого контакты мультиметра, включенного в режиме амперметра, подключаются к клемме и выводу аккумулятора;
  4. Амперметр покажет, какое потребление токов имеет место быть при выключенном двигателе.

Важно: Не соединяйте контакты мультиметра с выводами аккумулятора, иначе это приведет к выходу из строя диагностического устройства. Если полученные значения выше допустимых, нужно переходить к поиску причины

Для этого один человек должен продолжать следить за показаниями мультиметра, а другой в этот момент по очереди должен вытаскивать предохранители. Процесс примерно следующий: вытащили предохранитель, записали (или запомнили) результат, сравнили его с исходным. Если после удаления одного из предохранителей резко снизилось потребление тока, значит данную цепь нужно предметно проверить на наличие утечек — осмотреть провода, которые в нее входят (чтобы определиться с тем, какие провода находятся в данной сети, необходимо ознакомиться с руководством автомобиля). Если же после удаления одного из предохранителей результаты утечки изменились не сильно, предохранитель нужно вернуть обратно и вытащить следующий, до обнаружения проблемы

Если полученные значения выше допустимых, нужно переходить к поиску причины. Для этого один человек должен продолжать следить за показаниями мультиметра, а другой в этот момент по очереди должен вытаскивать предохранители. Процесс примерно следующий: вытащили предохранитель, записали (или запомнили) результат, сравнили его с исходным. Если после удаления одного из предохранителей резко снизилось потребление тока, значит данную цепь нужно предметно проверить на наличие утечек — осмотреть провода, которые в нее входят (чтобы определиться с тем, какие провода находятся в данной сети, необходимо ознакомиться с руководством автомобиля). Если же после удаления одного из предохранителей результаты утечки изменились не сильно, предохранитель нужно вернуть обратно и вытащить следующий, до обнаружения проблемы.

Обратите внимание: Если в последнее время какие-то из предохранителей перегорали, лучше начать проверку утечек именно с этих цепей. Когда в результате проверки методом удаления предохранителей не удается определить, что именно является причиной утечки, вероятнее всего, проблема связана с приборами, которые подключаются к аккумуляторной батарее без предохранителей

К таким приборам относятся: генератор, система сигнализации, дополнительные установленные приборы (например, акустика)

Когда в результате проверки методом удаления предохранителей не удается определить, что именно является причиной утечки, вероятнее всего, проблема связана с приборами, которые подключаются к аккумуляторной батарее без предохранителей. К таким приборам относятся: генератор, система сигнализации, дополнительные установленные приборы (например, акустика).

Как проверить утечку тока в автомобиле

Проверить общую утечку тока по линии 12 В машины очень просто: нужно включить мультиметр в режиме амперметра в разрыв между аккумулятором и остальной сетью автомобиля. Двигатель при этом должен быть заглушен и нельзя производить никаких манипуляций с зажиганием. Огромные пусковые токи стартера однозначно приведут к повреждению мультиметра и ожогам.

Это важно! Перед тем как приступать к работе с мультиметром, рекомендуется ознакомиться с обучающей статьёй по работе с прибором. Рассмотрим процесс более детально:

Рассмотрим процесс более детально:

  • Отключаем зажигание и все дополнительные потребители.
  • Добираемся до аккумулятора и с помощью подходящего гаечного ключа откручиваем у него минусовую клемму.
  • Мультиметр переводим в режим амперметра постоянного тока. Ставим максимальный предел измерения. На большинстве типичных измерителей это либо 10, либо 20 А. Подключаем щупы в соответствующим образом промаркированные гнёзда. Учтите, что в режиме амперметра сопротивление «тестера» равно нулю, поэтому, если вы по привычке коснётесь щупами двух клемм батареи, то получите короткое замыкание.

Для измерения тока утечки необходимо включить мультиметр в режим измерения постоянного тока

Это важно! Не пользуйтесь разъёмом с надписью «FUSED». Этот вход мультиметра защищён плавким предохранителем, обычно на токи 200 или 500 мА

Ток утечки нам заранее неизвестен и может быть гораздо больше, что приведёт к выходу из строя предохранителя. Надпись «UNFUSED» говорит об отсутствии предохранителя в этой линии.

Теперь подсоединяем щупы в разрыв: чёрный к минусу на батарее, красный – к «массе». Для некоторых старых измерителей полярность может играть важную роль, однако на цифровом приборе это не имеет значения.

Наиболее безопасно проводить измерения отсоединив минусовую клемму, но допустимо и использование «плюса»

Смотрим на показания прибора. На картинке выше мы можем наблюдать результат в 70 мА, что вполне укладывается в норму. А вот здесь уже стоит задуматься, 230 мА – это много.

Если вся электронная аппаратура действительно отключена, то значение тока в 230 мА говорит о серьёзных проблемах

Важная тонкость: после замыкания бортовой цепи мультиметром, в первые пару минут ток утечки может быть весьма большим. Объясняется это тем, что обесточенные приборы только что получили питание и ещё не вошли в режим энергосбережения. Плотно держите щупы на контактах и подождите до пяти минут (можно воспользоваться щупами с «крокодилами», чтобы обеспечить надёжное соединение на такое длительное время). Скорее всего, ток постепенно упадёт. Если же высокие значения остаются, проблема с электрооборудованием однозначно существует.

Нормальные значения токов утечки разнятся для различных ТС. Ориентировочно это 20-70 мА, но для старых автомобилей они могут быть ощутимо больше, равно как и для авто отечественного производства. Современные иномарки вообще могут потреблять на стоянке считанные единицы миллиампер. Лучше всего воспользоваться интернетом и выяснить, какие значения для вашей модели являются приемлемыми.

Симптомы неисправности

Определить утечку тока в автомобиле можно главным образом по заряду аккумулятора. С подобной неисправностью, батарея быстро разряжается и после простоя ночью, стартер очень медленно, слабо прокручивает двигатель. Это особенно заметно в зимние периоды, так как АКБ теряет часть заряда при охлаждении, а дополнительно от утечки напряжения.

Еще одним симптомом может стать еле заметная подсветка приборной панели, кнопок стереосистемы, неплотно закрытые двери, соединение сигнализации в цепь с другим устройством, которое ранее было отключено при размыкании замка зажигания.

При возникновении неисправности и появлении симптомов, необходимо своевременно проверить электрическую цепь на утечку тока.

Как проверить утечку тока

Для проверки понадобится амперметр, либо мультиметр с функцией измерения постоянного тока

А также гаечный ключ на 10 мм, чтобы отключить клемму 31 АКБ (минусовая клемма).

Внимание! Для замера отключать можно любую клемму (хоть плюс, хоть минус), но в целях безопасности лучше отключать минусовую! Если отключать плюсовую, то по неосторожности можно ключом коснуться металлических частей кузова и устроить короткое замыкание. Внимание! Перед отключением клеммы от АКБ все потребители должны быть выключены. Ключ извлечен из замка зажигания и взят с собой

Это, во-первых, защитит электрооборудование от скачков напряжения. А, во-вторых, обезопасит Вас от проблем, если при подключении клеммы обратно, сработает охранная система и закроет замки дверей, а доводчик закроет стекла

Ключ извлечен из замка зажигания и взят с собой. Это, во-первых, защитит электрооборудование от скачков напряжения. А, во-вторых, обезопасит Вас от проблем, если при подключении клеммы обратно, сработает охранная система и закроет замки дверей, а доводчик закроет стекла

Внимание! Перед отключением клеммы от АКБ все потребители должны быть выключены. Ключ извлечен из замка зажигания и взят с собой

Это, во-первых, защитит электрооборудование от скачков напряжения. А, во-вторых, обезопасит Вас от проблем, если при подключении клеммы обратно, сработает охранная система и закроет замки дверей, а доводчик закроет стекла.

Отключаем клемму 31 АКБ

“Минусовой” щуп мультиметра подключаем к минусовой клемме АКБ

Возможно будет полезно – Как выбрать аккумулятор

Это удобно сделать через отрезок провода, так как щуп не всегда можно зафиксировать на клемме

А “плюсовой” щуп подключаем к проводу, который мы отключили от АКБ. То есть, подключаем мультиметр последовательно (в разрыв цепи)

После этого отработает центральный замок (если есть) и на дисплее отобразится ток потребления системами автомобиля. Мы видим 140 мА

А теперь внимание! Не спешите делать выводы и проводить расчеты, через сколько этот ток разрядит АКБ. Просто сядьте на табурет и ждите примерно одну минуту

Через это время все системы авто перейдут в состояние покоя и Вы увидите реальный ток потребления или утечки

Просто сядьте на табурет и ждите примерно одну минуту. Через это время все системы авто перейдут в состояние покоя и Вы увидите реальный ток потребления или утечки

Как видим, показания обрели нулевые значения.

Примечание. На этом автомобиле отсутствует сторонняя сигнализация и отключена магнитола.

Вот так можно легко проверить ток утечки и ток потребления.

Испытание вентильных разрядников

На зажимах оборудования электроустановок при коммутациях электрических цепей, разрядах молнии и т. п. могут возникать перенапряжения, представляющие опасность для изоляции оборудования. Основным средством ограничения перенапряжений служат вентильные разрядники.

Защитное действие разрядника обуславливается тем, что при появлении опасного изоляции перенапряжения происходит пробой искрового промежутка разрядника, а протекающий через разрядник импульсный ток вследствие нелинейности рабочего сопротивления не создает опасного для изоляции повышения напряжения. Находят применение вентильные разрядники различной конструкции. Приняты следующие буквенные обозначения типов разрядников: Р — разрядник; В — вентильный; О — облегченный; С — станционный; М — магнитный или модернизированный; Т — с токоограничивающими искровыми промежутками или тропического исполнения (если Т стоит после цифры); П — повышенное напряжение гашения; Г — грозовой; РД — с растягивающейся дугой; У — для работы в районах с умеренным климатом; число после дефиса номинальное напряжение, кВ; цифра 1 — для работы на открытом воздухе. Например, РВМГ-110МТ1 разрядник вентильный, с магнитным гашением, грозовой, на напряжение 110 кВ, модернизированный, с токоограничивающими искровыми промежутками, для работы на открытом воздухе. По назначению вентильные разрядники делятся: для защиты электрооборудования от атмосферных перенапряжений (РВО, РВС, РВМГ, РВМА, РВП); для защиты машин и оборудования от атмосферных и кратковременных внутренних перенапряжений (РВРД, РВМА, РВВМ, РВМ); для защиты тягового электрооборудования от перенапряжений (РМВУ).

Для защиты электрооборудования высокого напряжения (60 кВ и выше) от грозовых перенапряжений разрядники комплектуются из типовых элементов (разрядники типа РВС — из элементов напряжением 15, 20, 30, 33 или 35 кВ; разрядники типа РВМГ — из унифицированных рабочих элементов РВМГ-30) РВП — разрядник вентильный подстанционный, облегченной конструкции и не имеющий шунтирующих сопротивлений.

Чем грозит утечка тока?

Утечка тока в автомобиле провоцирует стремительный разряд аккумуляторной батареи, возгорания электрической проводки, иные проблемы и сложности. Для того чтобы исключить подобный исход, необходимо найти утечку тока в авто, устранить их.

К разрядке приводит:

  • Эксплуатация отработанного, деформированного аккумулятора.
  • Нарушение изоляционного слоя электрической проводки.
  • Наличие окислов, грязи на токопроводящих выводах.
  • Неграмотное подведение приборов к электронике автомобиля.
  • Минимальная подача заряда от генератора.

Для предотвращения подобной ситуации рекомендуется проверка аккумуляторной батареи, ее подзарядка, замена (срок устанавливается индивидуально).

Как найти утечку тока

Для того, чтобы найти в электросистеме участок, отвечающий за потери, нужно заглушить двигатель, подождем примерно 15 минут.

Снимаем плюсовую клемму на АКБ, подключаем между снятой клеммой и плюсовым выводом мультиметр и проверяем ток утечки.

Теперь нужно по одному вынимать все плавкие предохранители из коробки, каждый раз проверяя показатели на табло прибора.

Если после снятия очередного предохранителя ток утечки вернется в приемлемые нормы, то нужно будет проверить за какие именно системы отвечает плавкая вставка.

Утечка зафиксирована и нужно будет тщательно проверить весь участок электроцепи, включая провода, клеммы, гнезда и сам электроприбор, к которому подводится электричество.

Блок предохранителей.

Даже если кажется, что утечки не слишком превышают максимальные, махать рукой на это обстоятельство не стоит. Летом проблема может быть незаметной.

Однако зимой, когда аккумулятор разряжается намного быстрее, может оказаться, что генератор не будет справляться с полно зарядкой батареи.

В этом случае есть риск оказаться без возможности завести двигатель.

Чаще всего утечка возникает в подкапотном пространстве, так как в нем на провода и контакты воздействуют множество неблагоприятных факторов: влага, мороз, грязь, вибрация, жар от двигателя и т.д.

Поэтому прежде всего нужно проверять электросистему здесь. Следующий этап – проверка проводов и приборов в салоне.

Чем она опасна?

Электрическая изоляция не может быть идеальной, поэтому при работе потребителя электроэнергии, даже в случае ее полной исправности, утечка тока всегда имеет место, величина которой имеет мизерное значение и не представляет опасности для человека. В случае частичного или полного нарушения изоляции, значения токовых утечек возрастают и могут быть серьезной угрозой здоровью и жизни людей. Проще говоря, в случае потери сопротивления изоляции при прикосновении к корпусу электротехнического устройства, кабельной оболочке, штепсельной вилке или розетке, трубе водопровода или отопительной системы, стене дома или квартиры, человеческое тело выступит в роли проводника, через который пройдет протекание токов утечки в землю. Последствия могут быть самыми печальными, вплоть до летального исхода.

Не стоит забывать о том, что наличие утечки в электрохозяйстве дома и квартиры может влиять на потребление электрической энергии. При наличии данного явления в проводке, даже в случае отключения всех потребителей, электрический счетчик будет фиксировать расход электричества.

Причины возникновения утечки тока

Утечка возникает даже при функционировании оборудования в штатном режиме, но опасность появляется, когда превышен предел дифференциального тока. Допустимая норма может увеличиваться в нескольких случаях.

С электроприбора в квартире или доме


Пробой на корпус в системах: А) TN-C-S, В) TN-C

Напряжение возникает на корпусе бытовой техники (чаще всего водонагревателя или машинки-автомат). Причина заключается в повреждениях ТЭНа или разрывах изоляции. В трехпроводной или двухпроводной схеме подключения оборудования явление проявляется по-разному:

  • Трехпроводное подключение прибора по схеме TN-C-S. При пробоях заземленного корпуса утечка направляется на шину PE. Электромагнитная или тепловая защита автовыключателя на линии питания активируется.
  • Двухпроводное подключение прибора с заземлением типа TN-C. Утечка не приведет к срабатыванию автовыключателя и техника продолжит работать до момента образования дифференциального тока. Явление произойдет при касании к корпусу, элементу здания или труб водоподачи. Проводником утечки от прибора к земле будет человек.

В скрытой проводке в доме или квартире


Повреждение изоляции кабеля скрытой проводки

При скрытой организации проводки существуют риски повреждения изолированных жил кабеля. Они происходят в таких случаях:

  • Превышение нормативного срока эксплуатации. Квартира в доме застройки 50-90-х годов ХХ века оснащается алюминиевой или медной проводкой. Согласно ВСН 58-88 медные токоведущие жилы заменяются 1 раз в 30 лет, алюминиевые – 1 раз в 30 лет.
  • Неправильное использование. Перегрузка электросети приводит к нагреву и разрушению изоляции кабеля питания.
  • Механические повреждения проводников тока. Возникают, когда нарушена технология монтажа или неправильно просверливались стены.

Схема протекания тока


Схема протекания тока при остановленном моторе.

При остановленном двигателе все электрооборудование автомобиля запитывается от аккумулятора. Часть устройств работает независимо от положения ключа зажигания. Обычно это:

  • противоугонное устройство;
  • часть светосигнального и звукового оборудования.

Протекание тока через них указано зеленой линией. Остальные получают питание только при включении зажигания – путь тока обозначен синей линией.

Знание конкретной схемы будет полезно при поиске нештатного потребителя – все нагрузки можно разделить одним поворотом ключа.


Схема протекания тока при питании от генератора.

Если двигатель запущен, то питание осуществляется от генератора. Ключ зажигания при этом замкнут, и появляется еще один потребитель – аккумулятор.

Как производится проверка утечки тока в автомобиле мультиметром

При  появлении первых признаков такой неисправности, необходимо произвести проверку утечки тока в автомобиле с помощью прибора.

Последовательность проверки:

1. Перед выполнением работ необходимо найти схему расположения предохранителей автомобиля. Это можно сделать, скачав руководство по эксплуатации авто, задав соответствующий запрос в поисковике. В некоторых автомобилях расшифровка предохранителей имеется на крышке блока предохранителей. Необходимо найти все места, где имеются предохранители в автомобиле.

2. Снимается положительная клемма аккумуляторной батареи. Зажигание и все электрооборудование авто должны быть выключены. Некоторые специалисты рекомендуют вести контроль по отрицательно клемме. Принципиальных отличий нет, цепь все равно одна. При контроле по положительной клемме проще производить поиск конкретного места утечки.

3. Мультиметр переключается в режим измерения постоянного тока 10 Ампер, щупы устанавливаются в соответствующие разъемы. На щупы лучше надеть наконечники-крокодилы.

4. Далее положительный (красный) щуп тщательно закрепляют на плюсовой клемме АКБ, минусовой – на снятой клемме, идущей к оборудованию автомобиля. Место этого соединения необходимо защитить от случайного контакта с кузовом авто (можно просто временно заизолировать ветошью), чтобы не было короткого замыкания.

5. На цифровом дисплее мультиметра будет индицироваться ток утечки. Если его величина меньше, чем 0,2 Ампера, можно дальнейший контроль не производить. Если ток больше 0,5 Ампер, то есть критического значения, необходимо перейти к дальнейшим операциям.

В случае, когда его величина находится в пределах от 0,2 до 0,5 Ампера, решение о целесообразности дальнейших действий принимается самостоятельно. Если ток превышает верхний предел измерений (как это показано на следующем фото), следует немедленно прекратить измерения и пригласить специалиста.

6. Если ток утечки в автомобиле больше критического значения, приступают к поиску конкретной причины и ее источника.

Для этого необходим помощник. Он будет последовательно доставать и вставлять на прежние места предохранители. В это время «оператор» мультиметра должен контролировать изменение показаний прибора.

Если при демонтированном предохранителе, показания значительно не изменятся (более, чем на 5%), значит, через этот предохранитель ток утечки практически не идет.

Правильнее начинать отключение — включение с мощных предохранителей, рассчитанных на большие токи. Это может ускорить процесс поиска. Обычно по цепи предохранителей большого номинала стоит еще несколько меньших предохранителей.

Если, например, при демонтаже предохранителя, отвечающего за блок управления кузовом, ток утечки значительно уменьшился, необходимо перейти к контролю малых предохранителей отвечающих за световое оборудование, дворники, омыватель и другие элементы оборудования кузова.

Видео — поиск утечки тока в автомобиле:

Лучше всего таким методом перебрать все предохранители. Предохранители автосигнализации обычно устанавливаются не на штатные места, они могут «висеть» рядом с основным блоком сигнализации.

Некоторые автоэлектрики используют усложненный метод контроля. Для него помощник не требуется.

7. Усложненный метод. В этом случае обратно накидывается положительная клемма АКБ. Последовательно достаются предохранители. Щупы мультиметра устанавливаются в разъемы вынутого предохранителя, контролируя ток по конкретной цепи. Данный метод более трудоемок, но точен.

8. Расшифровав по схеме расположения предохранителей все цепи, по которым утекает ток, приступают к установке конкретной причины утечки в этих цепях. Для этого нужен опыт работы со схемами электрооборудования автомобиля. Наиболее распространенные причины:

  • замыкание проводки;
  • залипание реле;
  • выход из строя электронных блоков.

9. Для временного устранения проблемы утечки тока, можно не вставлять на место предохранитель, через который идет утечка. Например, если причина утечки находится в неисправности автомагнитолы, на время стоянки можно выключать соответствующий предохранитель.

Как осуществить глубокую диагностику

Начинать глубокую проверку утечки тока в автомобиле стоит после того, как вы осмотрите провода. Суть тестирования: отсоединяем автоприбор, а затем замеряем электроток, используя мультиметр. Последовательность действий следующая:

  • отсоединяем минусовую клемму с АКБ, чтобы разместить мультиметр;
  • подключаем мультиметр к отключенному проводу аккумулятора и минусовой клемме;
  • вытаскиваем предохранители, чтобы разомкнуть цепь;
  • если наблюдаются скачки электротока, определяем, к какому прибору относится предохранитель.

Провести проверку утечки тока в автомобиле можно, сделав адаптер, в качестве которого подойдет перегоревший предохранитель. К самодельному адаптеру подсоединяем щупы мультиметра. Далее действия повторяются: проверяем цепи отдельно.

Если определили неисправное место, необходимо узнать, будет ли КЗ. Для этого надо прозвонить провода, используя мультиметр, заранее установив режим измерения сопротивления.

Важно!

Не каждый прибор функционирует вместе с предохранителем. Поэтому данный метод проверки утечки тока в автомобиле подойдет не всегда.

Случается, что утечка отсутствует, однако аккумулятор за ночь садится. Происходит это из-за отрицательного баланса заряд/разряд. АКБ может попросту не заряжаться полностью, если вы все время стоите в пробке, поездки всегда на небольшое расстояние, авто часто приходится заводить и отключать, а эксплуатация машины происходит зимой. В результате аккумулятор выходит из строя.

Огромное количество энергии потребляет дополнительно установленная музыка. Однако это уже не является утечкой тока в автомобиле.

Как он протекает

  1. Вариант первый. Корпус или каркас электроустановки (холодильник, системный блок, стиральная машина и прочее) касается металлического проводника, имеющего контакт с землей. Это может быть батарея отопления, сырой бетонный пол в квартире, другая электроустановка, подключенная к заземлению. В точке касания замыкается цепь, и возникает тот самый ток утечки. В чем опасность? Локальный нагрев точки касания может привести к возгоранию. Если контакт надежный, сила тока возрастет до порога срабатывания устройства защиты (вводной автомат на щитке питания). При слабом касании будет наблюдаться искрение и тот самый локальный нагрев. Чаще всего это приводит к оплавлению и дальнейшему повреждению питающих проводов. Кроме того это явление провоцирует электромагнитные помехи.
  2. Вариант второй. Корпус электроустановки не имеет контакта с заземленными предметами и сам не заземлен. При касании внешних панелей человеком, возникает нагрузка (тело человека является проводником), и через организм протекает электрический ток. Поскольку сопротивление в данном случае велико, сила тока недостаточна для срабатывания автоматов защиты. А вот вред здоровью, вплоть до летального исхода, может быть нанесен. Надеяться на то, что пользователь будет обут в обувь с резиновой подошвой недопустимо. Равно как считать, что пол с покрытием из линолеума защищает вас от поражения электротоком. Тем более, что при работе стиральной машинки, руки у хозяйки чаще всего мокрые, что снижает сопротивление кожи.

    И если в первом случае достаточно правильно подобранного автомата защиты, вариант второй требует более продвинутых мер. Например, включение в цепь питания УЗО, которое реагирует на небольшой номинал тока утечки, и провоцирует срабатывание защитного автомата.

А как определить, есть проблема или нет? Для измерения тока утечки обычно вызывают бригаду мастеров электриков, которые проводят поиск проблемных установок с помощью прибора. На промышленных объектах эта процедура обязательна, равно как и при вводе в эксплуатацию жилого фонда. На крупных предприятиях больших городов — таких, как Москва, даже существуют штатные подразделения специалистов по этому вопросу.

А как самостоятельно проверить ток утечки в квартире или жилом доме? Ощущение покалывания электротоком, когда мокрой рукой касаешься корпуса стиральной машины — сомнительная и опасная диагностика.

Средства защиты

Для того чтобы гарантированно исключить в доме случаи элктротравматизма, необходимо обустроить домашнюю электрическую сеть средствами защиты от утечек, в качестве которых в настоящее время находят широкое применение устройства защитного отключения (УЗО) и дифференциальные автоматы. О том, как выбрать УЗО по току, мы рассказывали в отдельной статье.

Альтернативный вариант – использовать дифференциальный автомат, который совмещает УЗО и автоматический выключатель. Дифавтомат также поможет защититься от неблагоприятного явления, т.к. моментально сработает и обесточит сеть при возникновении опасности.

Более подробно узнать о том, для чего нужно использовать УЗО, рассказывается в видео:

Вот мы и рассмотрели, что такое утечка тока в квартире и доме, какие причины ее возникновения, а также меры защиты в домашних условиях. Надеемся, информация была для вас полезной и интересной!

Будет полезно прочитать:

Источник

Причина утечки тока

Причин утечек может быть несколько. Чаще всего проблема в загрязненном корпусе аккумулятора. Из-за испарения электролита, часть его оседает на корпусе, превращая его в проводник, по которому протекает ток от плюсового контакта к минусовому.

Поэтому важно содержать аккумулятор в чистоте, и не допускать окисления контактов

Утечка тока из-за грязного корпуса аккумулятора.

Нередко потери возникают из-за неправильного или небрежного подключения электроприборов, особенно нештатных.

Существуют следующие причины утечки тока:

  • неправильный монтаж видеорегистратора, автосигнализации, магнитолы и других приборов;
  • окисленные контакты в клеммных коробках;                                                                                                           Утечка тока из-за окисления контактов.
  • растрескивание, истирание изоляции проводов;
  • оплавленная проводка из-за нагрева от двигателя;
  • короткое замыкание;
  • залипание контактов в реле электроприборов, из-за которых они остаются включенными;
  • пробитый диод в генераторе;
  • утечки в стартере;
  • залипший концевик в двери или багажнике, из-за которого постоянно горит подсветка.

Если потери не слишком велики, то они легко компенсируются при ежедневном пользовании машиной благодаря подзарядке аккумулятора от генератора.

Однако после простоя в несколько дней может оказаться так, что АКБ будет полностью разряжена. Особенно быстро батарея разряжается зимой.

Саморазряд аккумуляторной батареи составляет примерно 1% за день. Однако из-за токов утечки разряд даже при полностью отключенных потребителях может составлять 4% и более.

Профилактика

Помимо явной опасности поражения электротоком или пожара, существуют более мелкие неприятности:

  • сбои в работе музыкальной, телевизионной аппаратуры, компьютерной техники;
  • помехи на радиоприемниках, мобильных и радиотелефонах, усилителях звука;
  • банальный выход из строя дорогостоящей аппаратуры: никакое устройство не рассчитано на протекание электротока через корпус;
  • повышенный расход электроэнергии, даже при выключенной бытовой технике.

Как с этим бороться?

Радикальный метод: тотальное выдергивание из розетки всех электроприборов, которыми вы не пользуетесь в настоящее время. Однако это не решение проблемы, рано или поздно случится неприятность.

Правильное решение — локализовать и устранить утечку тока в доме. Нужен ли для этого специальный дорогостоящий прибор? Не обязательно, искать проблему можно и доступными методами.

Тогда любое нарушение изоляции или иная неисправность, которая приводит к появлению опасного потенциала на корпусе, приведет к срабатыванию защитных автоматов.

Разумеется, заземление должно быть работоспособным и правильно организованным. В частном жилище это несложная задача, а в многоквартирном доме придется проконсультироваться в управляющей компании.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий