Обзор видов искусственного освещения

Пасмурная погода

В пасмурную погоду тоже можно сделать хорошие кадры, хотя, казалось бы, солнца совсем не видно. На самом деле, когда оно скрывается за облаками, свет не концентрируется, а становится рассеянным и равномерным. Это значит, что при съемке вы не увидите четких контуров теней, светотеневой переход будет очень мягким. Такое освещение помогает подчеркнуть текстуру, мелкие детали станут хорошо различимыми

Облачная погода хорошо подходит для съемки красочных объектов, поскольку контраст не будет привлекать все внимание, основной целью станет цветовое или тоновое решение фотографии. Такой свет также применим для самых разнообразных видов съемок

Разве что природа в пасмурную погоду не предстает перед фотоаппаратом во всей своей красе.

С естественным светом работать не так сложно, нужно лишь посмотреть прогноз погоды в нужный день и выйти на улицу в нужное время. Что касается съемок в помещении – все еще проще.

Можно выделить два способа подсветить кадр при студийной съемке:

Осветительные приборы

Здесь световым источником могут служить любые осветительные приборы: лампы, светильники, дневной свет из окон, а также специальное оборудование. Создание фотографий при искусственном освещении очень удобно, поскольку это обеспечивает регулирование светового потока: лампы можно включать и выключать, направлять в нужную сторону, использовать лампы разных цветов

Чем больше осветительных приборов, тем больше простор для фантазии, но важно помнить о их качестве, некоторые приборы дают несбалансированный поток, что плохо влияет на фото. С искусственным освещением можно создать абсолютно любые эффекты для всех типов съемок

Печально то, что такие фотографии не всегда выглядят естественно.

Вспышка


Также в качестве светового прибора можно использовать вспышку. Как правило вспышка, встроенная в фотоаппарат, создает очень резкие тени в малом количестве, а светлые участки получаются очень яркими и иногда бликуют, из-за чего объект на фотографии может потерять весь объем. Поэтому, если есть возможность фотографировать без нее, лучше так и поступить. Однако существует еще и внешняя вспышка, с ней фотографии получаются лучше, ее использование, наоборот, желательно при необходимости.

При различных условиях освещение по-разному влияет на кадр, поэтому следует знать, как лучше поступить в том или ином случае, чтобы не навредить снимку.

Общее искусственное освещение

Общее освещение привлекает для своей реализации стандартные осветительные приборы и оборудование. Характерной особенностью общепринятого взаимного расположения осветительных приборов в этом случае является стремление полномасштабно охватить пространство для жилья и работы. Для выполнения этой цели используются приборы одного типа. Рельефно это прослеживается, рассматривая освещение домашней конфигурации.

Как правило, основную роль здесь выполняют лампы накаливания. Но заметна все увеличивающаяся тенденция применения ламп с энергосбережением и приборов на светодиодной базе. Воплощение в жизнь этого вида освещения происходит благодаря размещению осветительных приборов сверху, но бывают и отклонения от принятого порядка.

Какое же лучше

Так какое освещение лучше использовать для фотографий естественное или искусственное? Универсального ответа на этот вопрос просто не существует. Для каждого он будет складываться из множества факторов. В первую очередь, это зависит от индивидуальных предпочтений. Также немаловажную роль играет наличие определенного бюджета для приобретения того количества искусственных осветительных приборов, которые позволят в полном объеме создавать фотографии наиболее востребованных для фотографа форматов. Без этого возможно использование лишь естественного светового источника

Помимо этого, внимание должно уделяться непосредственно художественной задумке, ведь важно подобрать именно тот тип освещения, который лучшим образом поможет отобразить ее на фотографии

Уровень мастерства фотографа также влияет на выбор источника света. Начинающим, прежде чем браться за студийное, предпочтительнее работать с естественным светом, чтобы понять принципы его наложения на объекты. Студийный же свет требует определенной практики, для полного овладевания управлением.

В конечном итоге, можно отдать предпочтение одному из типов, однако настоящий профессионал должен иметь опыт работы с каждым из них.

В общем, для каждого вида съемки зачастую используется лишь один тип освещения. Зачастую для репортажных, уличных съемок, а также для быстрого создания фотографий, когда нет времени на настройку, используется естественное. Для коммерческих съемок, предметной фотографии предпочтительнее искусственное, поскольку факторы в виде бюджета и времени не отсутствуют.

Что стоит знать о плохом освещении

«Плохой свет» и «недостаток света» — не всегда одно и то же. Иногда, говоря «плохой свет», имеют в виду мерцающую ЛЛ. И далеко не все в курсе, что неровность — далеко не единственная характеристика плохого света. И что худшим считается свет, обладающий не комфортным для человеческого зрения спектром. При этом интенсивность его роли не играет.

Оптимально подходящий человеку спектр света — тот, что излучает солнце. Чем больше сходства с ним у искусственного источника, тем лучше. Солнечный спектр состоит из разной длины волн, подобных цветам радуги. В сочетании они дают цвет, именуемый по правилам светотехники «белым».

Нужно учитывать, что лампы имеют не только разную мощность, но и цветопередачу, и цветность, которые измеряются единицами Rа и К соответственно. ЛЛ излучают свет, который ближе к солнечному, чем у ЛН. Каждая из пяти люминофорных полос обладает своим спектром, что в результате даёт сходство со светом солнца.

Чтобы обзавестись правильной лампой (а не просто самой дорогостоящей), нужно ознакомиться с некоторой важной информацией. Опрометчиво просто схватить наименее бюджетный вариант и успокоиться

Например, специализированные лампы для растений весьма недёшевы, но для людей они не подходят категорически.

Про виды света, или Как улучшить освещение в своих фотографиях

Фотография — это, в первую очередь, освещение. Звучит достаточно просто, если судить поверхностно, но, как и все фотографы, мы склонны фокусироваться скорее на объекте, а не на свете. Как только фотограф видит что-то уникальное или оригинальное, тут же сосредотачивается на этом, а не на освещении и результирующей экспозиции, которые необходимы в первую очередь для получения изображения снимаемого объекта.

Точно так же, как поиск и наблюдение за объектом являются сложной задачей, поиск нужного освещения, способствующего съемке драматичных фотографий, — задача, которая требует особого к себе подхода. «Золотой час» всегда упоминается как самое лучшее время суток для съемки. Однако не только в часы близкие к заходу и восходу солнца есть возможность сделать фотографию с резким освещением. Тренируйте свой глаз, чтобы видеть драматический свет, и различные его варианты.

Боковое освещение

Как и следует ожидать из названия, боковое освещение — это тип освещения, в котором свет падет на объект сбоку. Это обычно обеспечивает большую контрастность, могут создаваться длинные тени и добавляется глубина к изображению. Этот тип освещения может добавить драматический акцент в архитектурную и портретную фотографию.

Заднее освещение

В случае заднего освещения свет находится за вашим объектом и направлен на вас и на камеру. При помощи этого типа освещения легко создаются силуэты. В сочетании с определенными атмосферными условиями, такими как туман или аэрозольная пыль, вы можете получить драматичные световые эффекты.

Контурное освещение

Когда свет падает под острым углом, он может создавать блики по краям объекта съемки. Резкий контраст обеспечивает подсветку элементов и форм. Этот тип освещения распространен в макросъемке, съемке дикой природы и художественной ню-фотографии.

Заполняющий свет

Заполняющее освещение — это непрямое мягкое освещение, которое часто отбивается с одной поверхности на другую. В результате непрямого освещения яркость вашего объекта становится ниже, чем при других типах

На самом деле большинство фотографов могут просто игнорировать этот тип света, уделяя больше внимание другим, потому что редко думают о нем сознательно. Заполняющий свет хорошо работает для множества фотографических жанров, в частности, для пейзажной съемки и портретов

Мягкий или рассеянный свет

Мягкий свет — это диффузное освещение, которое является равномерным. Этот тип освещения уменьшает контраст и минимизирует тени. Мягкий свет отлично подходит для портретной фотографии, макросъемки и фотографии природы.

Жесткий свет

Жесткий свет — прямой, часто может быть интенсивным по яркости. Этот тип освещения создает сильные тени и высокую контрастность

Подсвеченные области могут быть довольно интенсивными в условиях жесткого освещения, поэтому особое внимание следует уделять экспозиции. Жесткий свет может быть стилистически применен почти к любому жанру фотографии, однако для многих зрителей он может быть менее привлекательным, чем другие типы освещения

Точечный свет

Очень просто: с точечным освещением мы работаем в том случае, когда сфокусированное количество света выделяет конкретная часть вашего объекта или картины в целом. Этот тип освещения может создавать сильные тени и контраст. Точечный свет используется во всех жанрах фотографии.

Искусственное освещение

Наиболее очевидным типом является искусственное освещение. Оно может быть сгенерировано при помощи различных студийных ламп, встроенных или внешних вспышек. Есть несколько жанров фотографии, в которых искусственное освещение не может быть удачно использовано, оно обеспечивает много гибкости и творческих возможностей.

Различные комбинации освещения

Наконец, естественно, существуют комбинации любого или сразу всех рассмотренных типов освещения. Нет правила, согласно которому вы должны использовать только одну форму. Творческое освещение вашего объекта является неотъемлемой частью фотографического процесса.

Теперь, когда вы будете смотреть на фотографии, которые вам нравятся или когда вы выходите, чтобы сделать новые снимки, держите эту информацию в своем сознании. Спросите себя, какое освещение делает этот конкретный образ, тот, на который я смотрю или же только собираюсь сделать, столь привлекательным? Изучайте освещение, и вскоре вы обнаружите, что эти знания проникают в вашу работу как сознательно, так и бессознательно. Настройка и/или поиск правильного света поможет вам подчеркнуть объект и создать изображение с большим воздействием на зрителя.

Сколько нужно светить, чтобы правильно жить

Недостаток света не только портит зрение, но и провоцирует усталость. Незнание элементарных азов по части освещённости создаёт нам неудобства. То, что наше зрение адаптируется и не особо ощущает разницу в лк, доходящую порой до тысячи единиц, часто приводит к ощущению дискомфорта, вызванного непонятно чем.

Чисто вымытая комната воспринимается как мрачная и грязная, если использовать ЛН в 25 ватт. И в то же время, применяя в грязном помещении очень яркую ЛЛ, мы добьёмся противоположного эффекта.

Часто в домах встречаются двух- и трёхрожковые люстры по 60–75 ватт на каждую лампочку.  Между тем, потребность человеческого глаза примерно в 4 раза выше. Многие из нас даже не подозревают, что живут при недостаточном освещении, причиняя тем самым вред своему здоровью.

Существуют официальные нормы освещения, указанные в лк для различных помещений. Но следовать им буквально, во-первых, технически сложно, во-вторых, не обязательно — по нескольким причинам:

  • разница в 100–200 лк не воспринимается на глаз,
  • параметры рассчитаны на среднестатистическое зрение без учёта индивидуальности,
  • нормы указаны минимальные по причине необходимости экономии электроэнергии.

Следовательно, нормы должны служить лишь ориентиром, а подбирать ИО стоит под свои личные нужды, подразделяя потребности и учитывая нюансы — методом проб и ошибок. Главное правило — со светом переборщить невозможно. Это особенно актуально для людей, занимающихся точной работой, которая требует постоянного напряжения глаз (ювелиры, швеи, часовщики). Даже покупая, на ваш взгляд, слишком яркий светильник, вы не достигнете уровня излучения, эквивалентного по мощности солнечному.

Предъявляемые требования

Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению должны учитывать:

  • вид работы человека;
  • климатическую зону местонахождения помещения;
  • архитектурные особенности постройки;
  • вид остекления;
  • требуемую равномерность и падение светопотока на рабочее место;
  • расположение используемого оборудования;
  • длительность использования того или иного вида светоисточника в течение суток.

Проектируя экспозицию света, необходимо четко знать специфику используемого пространства.

Санитарные нормативы естественного и искусственного освещения разработаны отдельно для:

  • жилых помещений, производственных и общественных зданий;
  • сельскохозяйственных предприятий;
  • мест производства вне зданий;
  • объектов железнодорожного транспорта;
  • линий личного и общественного транспорта;
  • улиц, дворов различных населенных пунктов (наружное освещение при градостроительстве);
  • мест подземных работ;
  • аэропортов и взлетных полос;
  • причалов речных и морских портов;
  • сооружений спортивного назначения;
  • складов для хранения пищевой и промышленной продукции;
  • помещений для животноводства, содержания домашних питомцев, растений, птиц.


Нормы электрического освещения спортивных сооружений

Подробнее о люминесцентных лампах

Люминесцентные лампы (далее ЛЛ) различаются по спектрам заметного на глаз излучения. Лампы дневного света приближены к естественному освещению, поэтому в наименьшей степени утомляют глаза. Минус данного вида ламп в том, что в их свете преобладают голубые лучи, делающие человеческую кожу нездоровой на вид. В лампах белого света больше жёлтых лучей. Лампы тёпло-белого света лучше передают розовый и жёлтый цвет, а холодно-белого — подчёркивают выразительность фиолетового, голубого и синего цветов.

ЛЛ являются источниками рассеянного и равномерного света, не дающего контрастную тень. Их светоотдача такова, что при одинаковой мощности превышает аналогичную светоотдачу ламп накаливания. По этой причине они экономичны, но при условиях освещённости ниже 150 лк возникает «эффект сумерек» — по сути в помещении достаточно светло, но глазу не хватает. Если дроссель неисправен, ЛЛ издают шум или излучаемый ими свет начинает пульсировать.

Функциональное назначение видов искусственного освещения.

Искусственное освещение на производственных объектах используется достаточно широко, оно подразделяется на виды в зависимости от области его назначения. Принято выделять такие виды систем искусственного освещения: рабочие, аварийные и охранные.

Рабочее освещение в здании и на прилегающей территории обеспечивает нормальные условия труда.

Подсветку границ территории охраняемого объекта предполагает охранное освещение.

Аварийное освещение предусматривает при повреждении основного источника питания, подключение системы освещения к генератору или другому альтернативному источнику. Очень важную роль играет данный тип освещения при возникновении чрезвычайных ситуаций, этим типом освещения обязательно должны быть оснащены больницы, вокзалы, школы, промышленные и другие стратегические объекты. Аварийные светильники могут осуществлять работу от центральной аварийной системы или же автономно (от аккумулятора установленного внутри). В жилых домах аварийное освещение устанавливается редко, хотя это могло бы многих проблем помочь избежать. Часто при временных отключениях электроэнергии бывают случаи травматизма на лестничных пролетах.

Указатель аварийного освещения.

Итак, функции излучаемого света очень разные, а от правильного выбора типа освещения зависит не только здоровье человека, но и безопасность.

Использование естественных источников света

Естественный свет наиболее благоприятен для глаз. Основным его источником является Солнце. Дневной свет не только полезен для здоровья, но и выгоден экономически. Для наиболее полного использования энергии Солнца здания проектируют с широкими окнами, предусматривают застекленные проемы в крышах. Помещения, предназначенные для жилья или производственной деятельности, проектируют так, чтобы обеспечить максимальное поступление солнечной энергии. По способу проникновения в помещение светового потока выделяют разные виды естественного освещения. Естественное бывает:

  • поступающим через окно — боковым;
  • поступающим через крышу — верхним;
  • совмещающим оба способа — комбинированным.

Отдельным видом можно считать использование стеклянных атриумов, представляющих собой полусферы, купола или пирамиды. Солнечный спектр идеально подходит для зрительного восприятия, однако равномерность освещенности все время меняется вследствие движения Солнца. Освещенность поверхности измеряется в люксах (лк). Коэффициент естественной освещенности рассчитывается, как отношение внутренней освещенности к освещенности наружной. Он учитывает размер и вид остекления окон, степень загрязнения стекла, определяет эффективность систем инсоляции.

Преимущества использования естественного света

Самым большим преимуществом естественного света является то, что он бесплатный, присутствует в изобилии и его легко найти. Нет необходимости делать большие вложения в осветительное оборудование, чтобы найти прекрасный естественный свет и сделать блестящие снимки. Все, что вам нужно, это камера и немного солнечного или лунного света, и вы можете немедленно приступить к фотографированию! Если вы однажды решите обновить ваш подход к использованию натурального света, то необходимые инструменты также будут недорогими, так как в основном это отражатели и рассеиватели для перенаправления или манипулирования доступным светом. Из-за простоты использования и легкости освоения, как правило, начинающим фотографам рекомендуется начать экспериментировать с естественным светом прежде, чем знакомится с искусственным, для лучшего понимания, как он работает.

Классификация по направленности излучения и использованию

По направленности светового потока искусственное освещение может быть:

прямым (лучи светового потока направлены на тот или иной объект, визуально выделяя и акцентируя на нем внимание);
непрямым (освещение, обеспеченное большим количеством осветительных приборов, расположенных по всему периметру потолка помещения);
рассеянным (достигается путем рассеивания прямых лучей через полупрозрачный плафон светильника);
смешанным (сочетающим в себе разные направленности светового потока).

По своему функциональному назначению искусственное освещение подразделяется на:

  1. Рабочее — обязательное освещение, установленное по всем правилам и нормам. Монтируется в местах трудовой деятельности человека.
  2. Аварийное — освещение, включающееся при аварийных отключениях основных источников света и работающее на резервном энергообеспечении. Аварийный режим предполагает степень освещения рабочей зоны не менее 5 % нормального показателя освещенности.
  3. Сигнальное — лучи света используются для выделения особенных зон при экстренных ситуациях. Может быть использовано при пожарах, утечках опасных веществ на производстве.
  4. Эвакуационное — свет определенных ламп помогает людям быстро покинуть здание или опасную зону. Требования к минимальной освещенности при эвакуации: 0,5 лк в помещении и 0,2 лк на открытой местности.
  5. Охранное — обеспечивается источниками освещения, расположенными по периметру охраняемой территории. Предназначено для работы в темное время суток.

Соблюдение установленных норм, правильное проектирование искусственного освещения в помещениях сбережет зрение и здоровье проживающим или работающим в них людям.

Дневное время

В дневное время солнце расположено практически перпендикулярно к Земле, из-за чего тени становятся более жесткими

В такое время дня важно следить, чтобы солнце находилось не напротив фотоаппарата, так объект снимка может получиться слишком темным, а фон – чересчур светлым. Днем следует располагать объект съемки относительно солнца таким образом, чтобы световой поток падал на него спереди под небольшим углом

Тогда тени не будут сильно контрастировать на снимке, поскольку их будет значительно меньше, чем светлых участков. Таким образом удастся добиться того самого баланса. В дневное время можно делать самые разнообразные фотографии. Такое освещение подойдет для съемки природы, моделей, портретов и т.д. Чтобы направить световой поток в нужную сторону можно воспользоваться отражателем.

Преимущества

В сравнении с обычными лампами накаливания, а также люминесцентными лампами светодиодные источники света обладают многими преимуществами:

Экономично используют энергию по сравнению с предшествующими поколениями электрических источников света — дуговыми, накальными и газоразрядными лампами. Так, световая отдача светодиодных систем уличного освещения с резонансным источником питания достигает 120 люменна ватт, что сравнимо с отдачей люминесцентных ламп — 60—100 люмен на ватт. Для сравнения, световая отдача ламп накаливания, включая галогенные, составляет 10—24 люмен на ватт.
При оптимальной схемотехнике источников питания, применении качественных компонентов и обеспечении надлежащего теплового режима срок службы светодиодных систем освещения при сохранении приемлемых для общего освещения показателей может достигнуть 36—72 тысяч часов, что в среднем в 50 раз больше по сравнению с номинальным сроком службы ламп накаливания общего назначения и в 4—16 раз больше, чем у большинства люминесцентных ламп. Производители светодиодов из-за постоянного обновления и совершенствования продукции не имеют возможности проводить тестирование в реальном времени и указывают прогнозируемый срок службы, используя специальные методики, такие как TM-21 и IESNA LM-80. Большой срок службы в некоторых применениях играет решающую роль

Так, экономия на обслуживании и замене ламп в уличных светильниках зачастую превышает экономию на электроэнергии.
Возможность получать различные спектральные характеристики без применения светофильтров (как в случае ламп накаливания).
Направленное излучение без применения рефлектора, возможность изменения угла излучения при помощи линз (линзы для ламп накаливания при сравнимом световом потоке имеют бо́льшие габариты и стоимость).
Отсутствие инерционности при включении и выключении, что важно для светодинамических установок.
Возможность диммирования по сравнению с большинством типов люминесцентных ламп.
Безопасность использования.
Малые размеры и, как следствие, меньшее, по сравнению с люминесцентной лампой, количество люминофора, содержащего редкоземельные материалы.
Высокая прочность.
Отсутствие в составе соединений ртути (в отличие от газоразрядных люминесцентных ламп и других приборов), что исключает отравление ртутьюпри переработке и при эксплуатации.
Практически полное отсутствие ультрафиолетового и инфракрасного излучения.
Низкая температура (для маломощных устройств).
Устойчивость к вандализму.

Понятие

Освещение — обязательное условие жизнедеятельности человека, которое требуется для гигиены здоровья и нормальной производительности труда. Оно основывается на работе тончайших чувствительных органов — зрительных анализаторов.

Свет становится одним из вредных факторов, если не отвечает нормативным стандартам гигиенической оценки естественного освещения. Он оказывает тонизирующее действие, улучшает деятельность нервной системы, стимулирует обмен веществ и иммунные процессы. К главным функциям гигиены зрения можно отнести:

  • зрительную остроту;
  • чувствительность к контрастам;
  • скорость детального различения;
  • зрительную устойчивость;
  • чувствительность к цветам.

Острота зрения – выделение отдельных предметов. При недостатке освещенности в первую очередь страдает именно острота. Контрастная чувствительность – различение контрастов предметов на общем фоне. Она зависит от условий освещенности и яркости. Если вокруг слишком много яркости, то это приводит к повреждению чувствительных сетчаток глаз.

Скорость детального восприятия – время, которое требуется для детализации предметов. Устойчивость ясного видения – возможность глаз в течение длительного времени выделять различные контуры. Данная функция гигиены в несколько раз повышается при увеличении освещенности и снижается при утомлении глаз.

Цветоощущение – выделение различных цветов из общей гаммы. В светлое время суток ощущение цветов происходит наиболее качественно, а при искусственном, гигиена требует наличие лампочек с измененной цветностью. Зрительная адаптация – приспособление глаз к световому изменению. Постоянные смены уровней яркости приводит к понижению зрения, а также к утомляемости глаз из-за постоянной адаптации.

Нормы освещения

Чрезвычайно важно, чтобы освещение было хорошим, так как это сильно влияет не только на зрение, но и на психическое здоровье людей. В эпоху активного развития всех сфер деятельности человека необходимость в хорошем освещении постоянно возрастает

Единица измерения насыщенности и яркости света — 1 люкс. Довольно трудно самостоятельно определить, что помещение освещено недостаточно или что свет в нем слишком яркий. Человеческий глаз не способен увидеть разницу между светом в 300 и 500 лк, например. А вот на зрение это может повлиять, причем весьма существенно. Что же делать? Следует с большой тщательностью подходить к выбору предметов освещения.

Нормы освещенности нужно повышать на одну отметку шкалы освещенности. Особенно четко эти нормы контролируются на разных производствах, где нагрузка на зрение людей гораздо больше обычного.

Для определения, нормальный ли свет, например, на производстве, используют специальные приборы. Такими приборами являются люксометр, флэшметр, фотометр. Если вам удастся найти один из таких приборов, то будет здорово, если вы проверите им уровень света в помещениях, где вам чаще всего приходится находиться.

Существуют общие критерии определения — нормально ли освещено помещение. Например, реакция глаз человека на попадание в помещение после улицы. Чтобы сетчатка глаз не раздражалась, свет делается в меру ярким в сравнении с уличным, но не темнее, иначе будет некомфортно работать.

Есть определенные объекты, где установлены обязательные нормы освещенности:

  • образовательные учреждения;
  • автозаправки и СТО;
  • жилые здания;
  • дороги, пешеходные переходы и т. д.;
  • парки, выставки, стадионы;
  • предприятия бытового обслуживания.

Естественного света на перечисленных объектах часто недостаточно для нормальной жизнедеятельности.

Наибольшую опасность неправильное освещение является для детей, так как их сетчатка еще недостаточно приспособлена к разным типам освещенности. Не содержание нормы освещения чревато серьезным падением зрения у ребенка, впрочем, нельзя сказать, что это полностью безопасно и для взрослого человека.

Норма света измеряется двумя основными параметрами — степенью освещенности и силой пульсации световых лучей. На самом деле свет, который излучают разные лампочки, постоянно пульсирует, но это остается незамеченным человеческим глазом. Пульсация освещенности представляет собой соотношение амплитуды колебаний освещённости к их среднему значению.

Частота мерцания света измеряется в Гц. По международному стандарту этот показатель должен быть не ниже 400 Гц

Часто на упаковках лампочек данный параметр указывается, на что несомненно следует обращать внимание

Лампы накаливания подпадают под установленную норму, поэтому они достаточно безопасны для применения в разных помещениях, чего нельзя сказать о люминесцентных лампах.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий