Сколько нужно светить, чтобы правильно жить
Недостаток света не только портит зрение, но и провоцирует усталость. Незнание элементарных азов по части освещённости создаёт нам неудобства. То, что наше зрение адаптируется и не особо ощущает разницу в лк, доходящую порой до тысячи единиц, часто приводит к ощущению дискомфорта, вызванного непонятно чем.
Чисто вымытая комната воспринимается как мрачная и грязная, если использовать ЛН в 25 ватт. И в то же время, применяя в грязном помещении очень яркую ЛЛ, мы добьёмся противоположного эффекта.
Часто в домах встречаются двух- и трёхрожковые люстры по 60–75 ватт на каждую лампочку. Между тем, потребность человеческого глаза примерно в 4 раза выше. Многие из нас даже не подозревают, что живут при недостаточном освещении, причиняя тем самым вред своему здоровью.
Существуют официальные нормы освещения, указанные в лк для различных помещений. Но следовать им буквально, во-первых, технически сложно, во-вторых, не обязательно — по нескольким причинам:
- разница в 100–200 лк не воспринимается на глаз;
- параметры рассчитаны на среднестатистическое зрение без учёта индивидуальности;
- нормы указаны минимальные по причине необходимости экономии электроэнергии.
Следовательно, нормы должны служить лишь ориентиром, а подбирать ИО стоит под свои личные нужды, подразделяя потребности и учитывая нюансы — методом проб и ошибок. Главное правило — со светом переборщить невозможно. Это особенно актуально для людей, занимающихся точной работой, которая требует постоянного напряжения глаз (ювелиры, швеи, часовщики). Даже покупая, на ваш взгляд, слишком яркий светильник, вы не достигнете уровня излучения, эквивалентного по мощности солнечному.
10.4. Контроль освещенности
В процессе эксплуатации электроосветительных установок происходит постепенное уменьшение освещенности рабочих мест по следующим причинам: старение источников света и выход их из строя, запыление и загрязнение светильников; старение светильников, т.е. ухудшение светотехнических характеристик их арматуры, не устраняемое путем очистки, ухудшение отражающих свойств поверхностей помещения. Уровень естественного освещения с течением времени также уменьшается вследствие загрязнения стекол и окон и световых фонарей и снижение отражающей способности стен, потолков и других частей помещения ( особенно с большим выделением дыма, копоти). Поэтому требуется периодически производить контроль освещенности.
Для измерения освещенности на рабочих поверхностях применяют специальные приборы, показывающие измеряемую освещенность непосредственно в люксах и называемые люксметрами. Выпускаются несколько типов таких приборов. Наиболее широко в производственных условиях используется простой и портативный люксметр типа Ю-16, состоящий из датчика (селенового фотоэлемента) и стрелочного электроизмерительного прибора, шкалы которого градуированы на три предела измерения: 0-25, 0-100 и 0-500 лк.
Уровень освещенности промышленных зданий измеряется непосредственно на рабочих местах в рабочей зоне (в зоне резания и обработки деталей, на столах сборки, на шкалах приборов); в административно-конторских помещениях освещенность измеряется на рабочих местах, которыми являются рабочие столы, счетные и пишущие машины и т.д. В зависимости от характера производства и конструкции оборудования рабочая зона может находится в горизонтальной, вертикальной или наклонной плоскости. В помещениях, где работа может происходить в любой точке помещения или где вообще нет рабочих мест (фойе, зрительные залы), освещенность измеряется в горизонтальной плоскости на уровне 0,8 м от пола.
Контроль освещенности производится в сроки, зависящие от характера производства, но не реже 1 раза в год: значения освещенности на рабочих местах сравниваются с величинами, предусмотренными проектом или отраслевыми нормами искусственного освещения.
Чтобы не допускать снижения естественной освещенности, следует соблюдать сроки очистки остекления от загрязнения (не реже 2 -4 раз в год в зависимости от вида и количества загрязнения, выделяющегося в помещение, и от чистоты наружного воздуха), а также выполнять требования по цветовой отделке интерьеров помещений.
Очень важной необходимой и трудоемкой частью работ, относящейся к контролю освещенности, является периодическая чистка колб ламп и отражающих, рассеивающих и других поверхностей и деталей светильников от накапливающихся на них пыли и грязи. Освещенность на отдельных предприятиях, как показали исследования, в течение нескольких месяцев эксплуатации, если не производить очистку светильников, может снизится в 2-3 раза по сравнению с проектной
Освещенность на отдельных предприятиях, как показали исследования, в течение нескольких месяцев эксплуатации, если не производить очистку светильников, может снизится в 2-3 раза по сравнению с проектной.
Сохранение необходимых условий освещения, создаваемых осветительной установкой, в значительной степени зависит от своевременности замены источников света (как перегоревших ламп, так и продолжающих работать, но со значительно меньшим по сравнению с номинальным световым потоком).
В отечественной и зарубежной практике эксплуатации осветительных установок применяется два способа замены ламп: индивидуальный (лампы заменяются сразу же по мере старения) и групповой (замена всех ламп, установленных одновременно). Оба способа имеют свои достоинства и недостатки. На большинстве предприятий пищевой промышленности используется способ индивидуальной замены ламп.
Замена ртутных газоразрядных ламп (люминесцентных и ДРЛ) должна выполнятся с большой осторожностью. Надо следить, чтобы лампы не разбивались и не выливалась находящаяся в них ртуть
Пары ртути – сильный и опасный яд.
Вышедшие из строя газоразрядные лампы хранят в специальных помещениях (складах) в упаковочных коробках, а затем удаляют с территории объекта. Уровень освещенности и срок службы ламп, зависит от величины напряжения сети. Изменение напряжения сети на 1% от номинального приводит к изменению срока службы на ± 13%, светового потока – на ± 3,5%.
Способы классификации осветительных приборов
В зависимости от целей, удобно использовать различные признаки для классификации.
В помещениях:
Сравнительная таблица применения осветительных приборов в помещении
Светильники | Прожекторы | Проекторы |
|
|
|
К приборам освещения этого типа могут предъявляться дополнительные требования к максимальной яркости одного элемента (в помещениях), к пылезащите (на производствах), пожарной безопасности и водо/пыле защите (в шахтах).
На открытых пространствах:
Сравнительная таблица применения осветительных приборов на открытых пространствах
Светильники | Прожекторы |
|
|
В классификации название говорит об области применения, которой определяются дополнительные требования. Например для морских прожекторов — повышенная влагозащита, для зенитных — требования к мощности и рассеиванию светового пучка, для подсветки архитектурных сооружений важна эстетическая составляющая и пожарная безопасность.
Искусственное освещение
Искусственное освещение и его потребность не вызывает сомнений в необьходимости ни у кого, в том числе у инженерных и социальных служб, технологов и проектировщиков. Освещение с помощью искусственных приборов начало прогрессировать с момента создания лампы накаливания. Текущие осветительные приборы из года в год улучшают кондиционные свойства оборудования. Большим подспорьем в этом отношение служат разработки дизайнеров для индивидуального использования и для мест многолюдного пользования. Выбор изделий осветительного направления весьма разнообразен и диктуется конкретной решаемой задачей.
Искусственное освещение подразделяется на следующие направления:
- общее;
- локальное (местное);
- комбинированное;
- аварийное.
В качестве заключения
Теперь вы знаете, какое освещение бывает, какими характеристиками оно отличается и какие нормативные требования учитываются во избежание штрафов и обеспечения сотрудников предприятия ненадлежащим освещением. От корректного определения вида света зависит насколько правильно будут проведены остальные работы, требуемые для создания безопасного и комфортного рабочего пространства для сотрудников. Если вы испытываете затруднения с определение типа света или проведением работ для соответствия нормативам, устанавливаемым законодательством, вы всегда можете обратиться к профессиональным сотрудникам за консультациями и помощью в организации. Не стоит также забывать, что помимо нормативных значений, многие детали определяются по специфике объекта, для которого требуется установить свет. Изучение специфики также требует подключения профессиональных сотрудников либо со стороны предприятия, либо со стороны третьих лиц.
Подробнее о люминесцентных лампах
Люминесцентные лампы (далее ЛЛ) различаются по спектрам заметного на глаз излучения. Лампы дневного света приближены к естественному освещению, поэтому в наименьшей степени утомляют глаза. Минус данного вида ламп в том, что в их свете преобладают голубые лучи, делающие человеческую кожу нездоровой на вид. В лампах белого света больше жёлтых лучей. Лампы тёпло-белого света лучше передают розовый и жёлтый цвет, а холодно-белого — подчёркивают выразительность фиолетового, голубого и синего цветов.
ЛЛ являются источниками рассеянного и равномерного света, не дающего контрастную тень. Их светоотдача такова, что при одинаковой мощности превышает аналогичную светоотдачу ламп накаливания. По этой причине они экономичны, но при условиях освещённости ниже 150 лк возникает «эффект сумерек» — по сути в помещении достаточно светло, но глазу не хватает. Если дроссель неисправен, ЛЛ издают шум или излучаемый ими свет начинает пульсировать.
Подробнее о люминесцентных лампах
Люминесцентные лампы (далее ЛЛ) различаются по спектрам заметного на глаз излучения. Лампы дневного света приближены к естественному освещению, поэтому в наименьшей степени утомляют глаза. Минус данного вида ламп в том, что в их свете преобладают голубые лучи, делающие человеческую кожу нездоровой на вид. В лампах белого света больше жёлтых лучей. Лампы тёпло-белого света лучше передают розовый и жёлтый цвет, а холодно-белого — подчёркивают выразительность фиолетового, голубого и синего цветов.
ЛЛ являются источниками рассеянного и равномерного света, не дающего контрастную тень. Их светоотдача такова, что при одинаковой мощности превышает аналогичную светоотдачу ламп накаливания. По этой причине они экономичны, но при условиях освещённости ниже 150 лк возникает «эффект сумерек» — по сути в помещении достаточно светло, но глазу не хватает. Если дроссель неисправен, ЛЛ издают шум или излучаемый ими свет начинает пульсировать.
Искусственное освещение
Искусственная подсветка, внутренняя или наружная, применяется преимущественно в темное время суток. Кроме того, ее используют в помещениях, не имеющих проемов для проникновения солнечного света. В качестве источников используются различные виды осветительных приборов — традиционные, хотя и устаревшие лампы накаливания, или более современные и эффективные люминесцентные или светодиодные конструкции. Существуют различные типы и режимы подсветки, предназначенные для решения определенных задач.
Общее освещение
Это основная группа осветительных приборов, обеспечивающая общий режим подсветки в помещении. Она используется чаще всего и обладает максимальной мощностью. При этом, общее равномерное освещение не акцентировано на отдельных участках комнаты, воздействуя на всю площадь одновременно. Действующие санитарные нормы определены именно для общего режима, что подчеркивает его лидирующее положение среди всех остальных видов.
Зональное и местное освещение
Местное или зональное освещение — это группы светильников, предназначенные для подсветки определенных участков. Это могут быть зоны отдыха, рабочие места, прочие элементы помещений. Мощность и состав подобных групп определяются назначением и размерами участков, но, как правило, значительными размерами они не отличаются. Нередко бывает достаточно единственного светильника, обеспечивающего достаточную подсветку, но встречаются и довольно крупные системы, обслуживающие зоны повышенной ответственности. Как правило, для оформления рабочих участков применяются направленные источники света, способные обеспечить концентрацию внимания на заданных точках. В зонах отдыха используются мягкие режимы, реализованные с применением бра или закрытых источников, направленных на стены.
Декоративное освещение
Этот вид используется в жилых помещениях относительно недавно. Его задача состоит в создании декоративного эффекта, украшении жилища. Яркость потока света отходит на второй план, основная цель — внешняя привлекательность оформления. Существует масса разновидностей декоративных светильников, отличающихся формой, мощностью, способом установки. Специфических требований или нормативов для декоративного освещения не существует, преследуется единственная цель — образовать оригинальный, впечатляющий режим подсветки. Разработано множество вариантов дизайна, основанных на использовании тех или иных светильников, сгруппированных по определенному принципу и замыслу.
Аварийное освещение
В отличие от декоративного, аварийное освещение преследует сугубо практические, функциональные задачи. Целью этого вида является обеспечение должного уровня яркости при возникновении нештатных ситуаций. Основным критерием выбора и организации аварийного режима служат санитарно-технические нормы освещенности, учитывающие особенности и специфику помещений. Как правило, аварийное освещение обеспечивает эвакуацию людей из мест возникновения пожаров, задымлений или иных чрезвычайных ситуаций. Осветительные приборы устанавливаются на пути следования, в тамбурах или на площадках, позволяя ориентироваться в помещении при возникновении сложных условий.
Наружное и охранное освещение
Наружное освещение предназначено для обеспечения достаточной видимости в темное время суток. Уровень и мощность подсветки утверждены нормативами СНиП и привязаны к количеству людей или автомобилей на данном участке улицы. Основные источники света — уличные фонари высокой мощности, способные покрывать большие площади.
Архитектурное, рекламное и витринное освещение
Эти виды и группы приборов предназначены для оформления поверхности зданий, привлечения внимания людей к информационным блокам наружной рекламы, или к витринам. Степень освещенности регулируется соответствующими СНиП или иными нормативными документами. Чаще всего параметры архитектурного и рекламного светового оформления окончательно утверждаются на местном уровне, с учетом специфики региона.
Важным требованием является отсутствие слепящего воздействия на водителей и пешеходов, исключающее возможность возникновения аварийных ситуаций. В задачу входит максимально скрытое размещение светильников, чтобы не отвлекать зрителей и концентрировать их взгляд только на полезной информации. С этой целью устанавливаются направленные приборы, линейные конструкции или светодиодные ленты.
Сколько света нужно в идеале
Свет, негативно влияющий на сетчатку глаз, считается некачественным. Стоимость — не основной параметр в данном вопросе, так как дорогая лампа не всегда означает хорошая. Например, фитолампы: они недёшевы, но для людей неприменимы.
Освещение измеряют единицами, которые называются люкс или лк. Глаз человека разницы между 100 лк и 200 не чувствует, но организм её ощущает. В домашних условиях часто наблюдается нехватка света, количество которого зависит от функционального предназначения помещения. Если исходить из общепринятых параметров, то ванные, кухни, гостиные и гардеробы должны освещаться на 200 лк, лестницы в подъездах — на 150, а коридоры, прихожие и спальни — на 100. Для чтения хватает 50. Стандарты для нормируемого помещения, в которых не находятся постоянно, различны — например, более 300 лк необходимо для спортзала, а на складе вполне можно обойтись 200. В операционных уровень освещенности не должен быть менее 5000 лк, в КБ — не меньше 750 лк, а в офисах — от 300 до 500.
Приведенные выше нормы — это минимум, рассчитанный на экономный расход электричества. Не всем людям при искусственном освещении его хватает, и тогда приходится подбирать в индивидуальном порядке. Следует также учитывать то, насколько источники света далеки от объекта.
Помимо яркости, гигиеническая оценка искусственного освещения должна учитывать и другие параметры, а именно:
- направленность светового потока;
- цветовая гамма-излучения;
- контрастность и чёткость освещаемых объектов;
- мерцание и пульсация;
- отблески и тени.
По любому из этих параметров искусственное освещение может быть не соответствующим норме, что гарантированно утомит не только глаза, но и психику.
Роль арматуры в ИО
С яркостью успешно борется осветительная арматура, защищающая от слепящих прямых лучей. Она делится на три типа:
- арматура для прямого света(направляет 90 процентов потока световых лучей на горизонтальную поверхность, используется в кухнях, прихожих, санузлах);
- арматура для отражённого света(основная часть светового потока направляется на верх стены и потолок, отражаясь от них и равномерно распределяясь);
- арматура для рассеянно-равномерного света(часть лучей отражается от стен и потолка и рассеивается по помещению, проходя через матовое стекло).
Нормы ИО для жилых помещений предполагают освещённость в 50 лк при наличии ламп накаливания, идеальную — 200. При этом показатели ЛЛ в жилом помещении превышают ЛН ровно в два раза.
Важная информация
Одно из непреложных требований к ИО любого типа — безопасность: наличие заземляющего эффекта, изоляции, отсутствия доступа для детей к источнику электроэнергии.
Эффект заземления достигается с помощью плотного контакта с почвой токопроводящего объекта. Бывают естественные и искусственные заземлители: первые созданы природой (деревья), вторые человеком (громоотвод, резина). В условиях грозы, сопровождающейся молниями, искусственное заземление не раз уберегало человека от электротравм.
ИО незаменимы для создания селфи, ставших за последнее время ультрамодным веянием. При естественном освещении создать качественное селфи возможно, но это технически сложнее — нужно учитывать, где находится солнце, чтобы лицо не оказалось в контражуре, что для селфи недопустимо. ИО позволяет контролировать и регулировать степень освещённости, поэтому сделать селфи при искусственном освещении намного проще. Данное явление настолько популярно в наше время, что не исключён вариант, что в недалёком будущем в гигиенические требования к искусственному освещению включат пригодность к качественным селфи.
Невозможно полностью отказаться от естественного освещения. Но и обойтись им одним тоже нереально для современного человека. Найденный оптимальный баланс естественного и искусственного освещения помещений создаст комфортную обстановку дома, способствующую продуктивному труду, настроение на работе и благоприятную для отдыха атмосферу в местах развлечений.
Стандартное разделение
Ещё одно разделение типов источников светавыполняется по направлению луча:
- общего плана — когда направление равномерно по пространству;
- направленного плана — когда направление задаётся искусственным путём для освещение выбранной области, лучи распределяются равномерным образом;
- непрямого (отражённого) плана — когда направление идёт на стену и потолок, а равномерность распределения получается за счёт происходящего отражения;
- рассеянного плана — когда направление проходит через плафон, выполненный из материала полупрозрачного оттенка;
- смешанного плана — когда реализуется несколько из представленных выше типов одновременно.
Особенности освещения потолка
Часто под перекрытием устанавливают натяжную, подвесную или многоуровневую конструкцию. Необходимо знать, как лучше разместить лампы в каждом случае.
Если потолки низкие
В помещениях высотой 2,4-2,5 м предпочтение отдают компактным приборам. Если потолок выполнен из дерева или ПВХ-пленки, светильники все равно располагают максимально близко к нему, но оборудуют холодными лампами — LED и люминесцентными.
Приборы со следующими видами плафонов визуально делают помещение выше:
- Куполообразными.
- Направленными вверх. Излучение отражается потолком, что создает иллюзию высоты.
- Прозрачными.
Рекомендуется использовать такие виды светильников:
- Накладные. Прилегают к потолку, благодаря чему располагаются максимально высоко и не накапливают пыль.
- На кронштейнах (споты) с короткой вертикальной частью основания. Эти фонари можно поворачивать в нужную сторону.
- Встраиваемые. Компактный светильник в малопривлекательном утилитарном корпусе прячется за подшивным или подвесным потолком. Используются лампы с низким тепловыделением.
Большую люстру с абажуром можно подвесить над столом.
При особо низких потолках целесообразно отказаться от верхнего освещения, заменив его настенным. Рекомендуется закрепить под перекрытием глянцевое натяжное полотно. Оно зрительно увеличит высоту помещения.
Скрытое освещение
Приборы размещают одним из следующих способов:
- В нише из гипсокартонных листов (ГКЛ).
- Поверх карниза.
Наблюдатель их не видит и создается впечатление, что светится сам потолок.
Для скрытой установки лучше всего подходят светодиодные ленты. Вместо 1 большого блока питания применяют несколько малых, что позволяет разместить их за подшивным потолком. Для карниза это единственно возможный вариант.
В нише из ГКЛ можно размещать любые лампы.
Многоуровневое
Вариант для высоких помещений. Устанавливают подвесной потолок, плоскости которого находятся на разном расстоянии от капитального перекрытия. Прямое излучение сочетают с отраженным. Компактные точечные светильники в накладном или встроенном исполнении размещают каскадом.
В местах перепада высоты устраивают карнизы (выступы ГКЛ) и размещают на них LED-ленты так, чтобы они были скрыты от наблюдателя.
Гипсокартон позволяет придавать уровням криволинейные очертания.
Свет
В общем смысле – это волна (электромагнитная) которая воспринимается органами зрения человека. Но все же есть рамки, которые человек видит (от 380 до 780 нм). До этого идет ультрафиолетовое излучение. Хоть мы его не видим, но наша кожа его воспринимает (загар), после этих рамок идет инфракрасное излучение, некоторые живые организмы его видят, а человеком он воспринимается как тепло.
Теперь разберем такой вопрос: почему свет бывает разного цвета? Все зависит от длины волны, например, фиолетовый цвет образуется пучком волн длины 380 нм, зеленый – 500 нм, а красный – 625. Вообще, основных цветов 7, которые мы можем наблюдать во время такого явления, как радуга. Но многие, особенно искусственные источники света, излучают волны белого цвета. Даже если взять лампочку, которая висит у вас в комнате, с вероятностью 90 процентов, она освещает именно белым светом. Так вот, он получается за счет смешения всех основных цветов:
- Красного.
- Оранжевого.
- Желтого.
- Зеленого.
- Голубого.
- Синий.
- Фиолетовый.
Их очень легко запомнить, многие используют такие строки: каждый охотник желает знать, где сидит фазан. А первые буквы каждого слова и обозначают цвет, кстати, в радуге они располагаются точно в таком порядке. После того как мы разобрались с самим понятием, предлагаем перейти к вопросу «Источники света естественные и искусственные». Мы подробно разберем каждый вид.
Важная информация
Одно из непреложных требований к ИО любого типа — безопасность: наличие заземляющего эффекта, изоляции, отсутствия доступа для детей к источнику электроэнергии.
Эффект заземления достигается с помощью плотного контакта с почвой токопроводящего объекта. Бывают естественные и искусственные заземлители: первые созданы природой (деревья), вторые человеком (громоотвод, резина). В условиях грозы, сопровождающейся молниями, искусственное заземление не раз уберегало человека от электротравм.
ИО незаменимы для создания селфи, ставших за последнее время ультрамодным веянием. При естественном освещении создать качественное селфи возможно, но это технически сложнее — нужно учитывать, где находится солнце, чтобы лицо не оказалось в контражуре, что для селфи недопустимо. ИО позволяет контролировать и регулировать степень освещённости, поэтому сделать селфи при искусственном освещении намного проще. Данное явление настолько популярно в наше время, что не исключён вариант, что в недалёком будущем в гигиенические требования к искусственному освещению включат пригодность к качественным селфи.
Невозможно полностью отказаться от естественного освещения. Но и обойтись им одним тоже нереально для современного человека. Найденный оптимальный баланс естественного и искусственного освещения помещений создаст комфортную обстановку дома, способствующую продуктивному труду, настроение на работе и благоприятную для отдыха атмосферу в местах развлечений.
Искусственный свет
Природный свет не всегда способен обеспечить необходимую для человеческой деятельности освещенность. Для большинства видов работ естественной освещенности оказывается недостаточно. Дождь, снег, наружные и внутренние загрязнения окон снижают интенсивность поступления света. Люди с древнейших времен не могли существовать без использования дополнительных приспособлений, увеличивающих освещенность.
В зависимости от направления действия искусственного источника света освещение бывает общим, местным и комбинированным. Виды искусственного освещения определяет их назначение:
Рабочее используется для создания хорошей видимости на транспортных и пешеходных путях, в любых помещениях, необходимо для бесперебойного течения рабочих процессов;
- Аварийное — используется для обеспечения светом мест, где при отключении основного может возникнуть аварийная ситуация. Оно применяется для предотвращения опасных ситуаций, технологических катастроф. Остановленный на продолжительное время производственный процесс также считается аварийной ситуацией;
- Вынужденная эвакуация людей обеспечивается эвакуационным освещением. Оно должно дать возможность различать направление хода эвакуационных путей (пол помещения, лестница);
- Границы территорий, подлежащих охране, снабжают источниками света, это охранный вид освещения;
- Более низкое по сравнению с основным освещение, применяемое в нерабочий период времени для визуального контроля территорий и помещений, называют дежурным;
- Фасадное используется в дизайне городского пейзажа;
- Парковое служит для обеспечения видимости на путях движения в зеленых зонах и является элементом дизайнерского оформления.
Эвакуационное и аварийное освещение могут делиться на 2 варианта: функционировать, когда горит рабочий свет, либо включаться в момент отключения основного света.
Устройство осветительного прибора
Независимо от типа и целей использования конструкция всегда состоит из нескольких основных частей:
- Источник света. Это может быть как сменная лампа, так и встроенные светодиоды. Мощность напрямую зависит от этого элемента. Зачастую можно заменить лампочку на более мощную или наоборот, что позволяет обеспечить нужное качество света.
- Осветительная арматура. В нее входят корпус, рассеиватель или отражатель и патрон, в котором установлен источник света. Конструктивное исполнение разное, все зависит от типа оборудования и требований, которые к нему предъявляются. При этом конструкция должна соответствовать нормам безопасности, они прописаны в ГОСТ и ТУ.
- Пускорегулирующее оборудование. Обеспечивает оптимальные условия работы и препятствует перегоранию лампы при ее запуске. Есть не во всех светильниках, так как для некоторых источников света наличие пускорегулирующего блока не нужно.
- Устройства защиты и управления. Тут может быть много вариантов, так как сейчас системы освещения нередко входят в комплекс «Умный дом» и т.п.
- Проводка. Через нее подается напряжение, подбирается по характеристикам источника света и месту установки конструкции. Иногда оборудование может работать от аккумулятора (аварийное освещение) или от солнечной батареи.
Составные части у разных видов светильников одинаковы.
Как измеряется освещенность
Для этого используют специальный прибор — люксметр. Его главным элементом является полупроводниковая фотопластина, генерирующая при облучении электрический ток. Количество протекающего в цепи заряда прямо пропорционально освещенности.
Существует 2 разновидности люксметров:
- Аналоговые. Отображают показания при помощи стрелки, перемещающейся вдоль шкалы. Она отклоняется под действием магнитного поля, создаваемого катушкой при протекании тока.
- Цифровые. Сигнал обрабатывается процессором, результаты отображаются на дисплее.
Цифровые люксметры превосходят аналоговые по удобочитаемости и точности показаний. Есть модели с выносным фотоэлементом, подключенным к основному устройству проводами.
Использование естественных источников света
Естественный свет наиболее благоприятен для глаз. Основным его источником является Солнце. Дневной свет не только полезен для здоровья, но и выгоден экономически. Для наиболее полного использования энергии Солнца здания проектируют с широкими окнами, предусматривают застекленные проемы в крышах. Помещения, предназначенные для жилья или производственной деятельности, проектируют так, чтобы обеспечить максимальное поступление солнечной энергии. По способу проникновения в помещение светового потока выделяют разные виды естественного освещения. Естественное бывает:
- поступающим через окно — боковым;
- поступающим через крышу — верхним;
- совмещающим оба способа — комбинированным.
Отдельным видом можно считать использование стеклянных атриумов, представляющих собой полусферы, купола или пирамиды. Солнечный спектр идеально подходит для зрительного восприятия, однако равномерность освещенности все время меняется вследствие движения Солнца. Освещенность поверхности измеряется в люксах (лк). Коэффициент естественной освещенности рассчитывается, как отношение внутренней освещенности к освещенности наружной. Он учитывает размер и вид остекления окон, степень загрязнения стекла, определяет эффективность систем инсоляции.