Что если греется минусовой провод

Коротко о клеммах

Соединение контактной группы электрооборудования автомобильной техники с выводами батареи производится при помощи металлических клемм.

В соответствии с международными стандартами выпускаются следующие виды:

  1. Тип А. Предназначен для применения в источнике питания европейского производства. Выводы представляют собой конус усеченной формы, положительный и отрицательный токоотводы имеют диаметр 19,5 мм и 17,9 мм соответственно.
  2. Тип В. Это контакт для источника питания автомобиля с диаметром элементов 11,1 мм для отрицательного и 12,7 мм для положительного вывода. Применяется в технике производства Японии.
  3. Типы F и G. Предназначены для подключения провода бортовой сети с АКБ при помощи винтов и болтов.
  4. Типы Т и Е. Применяются для источников питания производства России, также допускается использовать в европейской технике.

Распространение получили АКБ с выводами типа А и В, многие производители изготавливают технику соответствующей конструкции. Клеммы представляют собой металлические хомуты, которые предназначены для обеспечения контакта бортовой сети с аккумулятором. Чтобы избежать плохого контакта, необходимо затягивать детали при помощи болтов или винтов, пропущенных через корпус и с другой стороны закрепленных гайкой.

Проводники присоединяются к источнику питания:

  • съемными прижимными пластинами;
  • при помощи сварки или пайки, если применяются клеммы несъемной конструкции;
  • методом запрессовки и обжимным патроном цельного исполнения.

Минимальное сопротивление считают одним из основных требований к контактным соединениям. В местах непосредственного соприкосновения клемм и токоотводов бортовой сети не должно быть большого сопротивления.

Через проводники протекают токи высоких значений, и такое явление может привести к тому, что нагреются выводы аккумулятора. Для предотвращения негативных последствий высокого сопротивления при изготовлении деталей используют материалы с хорошей проводимостью (свинцовые, медные, латунные и бронзовые).

К клеммам предъявляют следующие требования:

  • высокая масса, благодаря которой снижается риск разрыва контакта при движении автотранспорта;
  • повышенная прочность, позволяющая сохранить целостность конструкции при затягивании и ослаблении соединительной детали;
  • сопротивление к износам;
  • сохранение начальной формы при деформации;
  • простота конструкции, позволяющая без труда устанавливать и снимать клеммы с выводов источника питания.

Однако даже детали, произведенные при соблюдении требований технологии, могут выходить из строя.

Схема демонстрирующая полярность аккумулятора.

Греются клеммы на аккумуляторе. Причины

Единственная причина нагрева – не качественный контакт в месте соединения. К этому приводят:

  • загрязнение поверхностей контактов;
  • деформация выводного штыря или клеммы батареи;
  • не плотная затяжка крепежей.

Даже если сопротивление контакта увеличилось незначительно, это может стать причиной нагрева клемм в момент протекания пускового тока. При этом недостаточное питание стартера не позволят завести двигатель на полную мощность.

В большинстве случаев для устранения проблемы достаточно хорошо очистить контакты, а затем зафиксировать соединение. Если клемма деформировалась, ее нужно заменить.

Порядок подключения и отключения батареи

Первое, что обязательно следует соблюдать в этом процессе – последовательность подключения и отключения положительного и отрицательного выводов.

Руководства по эксплуатации автомобиля рекомендуют начинать отключение с минусовой клеммы. Это продиктовано тем, что в большом количестве машин отрицательный вывод батареи по исторически сложившейся традиции соединен с ее корпусом. И если начать снятие клемм с положительного вывода, можно ненароком закоротить ее ключом.

Перед тем, как снимать клеммы, обязательно заглушите двигатель и выньте из замка ключ зажигания.

Использование выключателя массы

Помните, что при долгом простое авто рекомендуется отключать аккумулятор. Кстати от угона это тоже помогает. Для отключения установите выключатель массы на клемму АКБ и нажмите на кнопку, либо поверните рычаг (зависит от конструкции конкретной АКБ).

Применение выключателя массы способствует минимальному воздействию на отрицательный вывод батареи. Это продлевает срок службы защитного покрытия на нем и препятствует нарушению герметичности в месте, где вывод проходит через корпус.

И обязательно следите за качеством электрических соединений, поскольку именно через них проходит пусковой ток.

Обязательное условие бесперебойной длительной работы электрооборудования автомобиля – надежные контакты. Требование относится, прежде всего, к соединениям, работающим в условиях значительных токовых нагрузок, при постоянных агрессивных воздействиях (перепадах температур, высокой влажности, присутствии активных химических веществ). В таких условиях клеммы АКБ могут греться в процессе эксплуатации.

Возможная причина №4. Стартер «берет на себя»

Когда говорят «стартер берет на себя», то это означает, что он потребляет больше тока, чем обычно. Соответственно, сила протекающего через клеммы АКБ тока увеличивается. А как показывает все та же формула, при росте силы тока увеличивается и количество выделяемого тепла. Если, при этом, есть еще и плохие контакты, двигатель не запускается с «пол тычка» (увеличивается t), то наше Q растет по всем трем направлениям.

Стартер – довольно сложное устройство, и «брать на себя» он может по многим причинам. Все они делятся на две большие категории – механические и электрические. К механическим причинам относятся все поломки, из-за которых вращению ротора стартера оказывается сопротивление. Износ втулок, загрязнение, подклинивание, проблемы с мотором (стартеру тяжело его прокрутить) – все это оказывает механическое сопротивление. Из-за него стартер, чтобы работать, потребляет больше тока.

Вторая категория причин – по электрической части. Сюда относятся все поломки, из-за которых через стартер протекает большой ток. Возможен износ щеток, засорение коллектора, короткие замыкания в обмотках ротора, замыкания на корпус и так далее.

Почему греется нулевой провод и как устранить перегрев?

Нагрев электрического провода — ненормальное явление в электрической системе и является опасным, разрушительным процессом, приводящим к аварии и пожару. Частое место нагрева в точке с плохим электрическим контактом из-за высокого переходного сопротивления , или же перегрузка проводника возросшей нагрузкой, в следствии неправильного выбранного сечения кабеля. Но бывают случаи, когда нулевой провод греется больше фазного. В пределах данной публикации мы попытаемся разобраться в причинах нагрева электрических проводов.

Чаще всего нулевой провод греется в распределительном щите на вводе в дом, а также это может быть нагрев нулевой клеммы на вводном автомате.Кроме этого нагрев наблюдается, если у вас установлены пробки с предохранителями или автоматические пробки. В этом случае мест с нагревом гораздо больше: винтовые клеммы, резьбовой цоколь и прочие места с плохим контактом.

Три основных причины нагрева:

  1. Чрезмерная электрическая нагрузка.
  2. Плохой контакт в следствии слабой затяжки клеммы.
  3. Высокое переходное сопротивление из-за окислов или нагара.

Еще одной причиной нагрева нуля может быть скрутка медных и алюминиевых проводов вместе, чего ни в коем случае нельзя делать. Необходимо использовать специальные клеммы, либо соединять через болтовое соединение, где между разнородными проводниками будет металлическая шайба.

Возможная причина №6. Большая и длительная нагрузка на АКБ

Довольно часто клеммы аккумулятора греются тогда, когда он долго используется во время стоянки для питания мощных потребителей. Это может быть и многоваттная акустика, и холодильник, и инвертор. Сегодня в автомобиле можно включить практически все, что угодно, вплоть до чайника и кипятильника. Чем это чревато?

Когда двигатель не работает, то абсолютно вся потребляемая электроэнергия берется из аккумулятора. Если включен мощный прибор, то сила потребляемого им тока напрямую зависит от мощности. А если учесть, что он работает длительное время, то рассмотренное выше Q будет расти сразу по двум направлениям. Третье направление неминуемо тоже добавится, если мощный прибор подключен тонкими проводами, которые плохо прикручены, окислились, подгнили и так далее.

Для полного понимания этого пункта кратко рассмотрим, что значит – большая нагрузка на АКБ? Ее можно рассчитать, и сравнить в рекомендуемыми производителем параметрами. Так вот. Любая аккумуляторная батарея для автомобиля будет служить долго и надежно, если ее не разряжать в течение длительного времени токами, превышающими 1/10 ее емкости.

Это означает, что для АКБ емкостью 60 А*ч «безвредные» токи разряда не выходят за пределы 6 А. Как узнать, сколько ампер отдает батарея на питание того или иного прибора? По его мощности. Например, выехав на природу, вы включили акустическую систему мощностью всего 150 Вт. Чтобы узнать силу тока, надо эту мощность разделить на напряжение, которое в данном случае примерно 12 В. Получается, что такая музыка берет из АКБ ток порядка 12 А. Соответственно, при АКБ на 60 А*ч нагрузка на нее будет превышать рекомендуемую в два раза. Нагрев клемм – обеспечен.

Кротко о клеммах.

Клеммы АКБ предназначены для соединения токоведущих проводников бортовой сети автомобиля с контактными выводами батареи. Производители выпускают несколько типов, соответствующих используемым в аккумуляторах стандартам:

  • Европейский стандарт «Тип А». Выводы АКБ представляют штыри в форме усеченного конуса, с диаметром верхней части 17.9 мм для отрицательного токовывода, 19.5 мм – для положительного.
  • Азиатский («японский») стандарт «Тип В», кроме незначительных нюансов конструкции, отличается диаметром токовыводов: 11.1 мм — отрицательного, 12.7 мм – положительного.
  • Американский стандарт включает выводы «Тип F» и «Тип G», соответственно, винтовые и «под болт».
  • Встречаются аккумуляторы с токоотводами «под болт», соответствующие российскому стандарту «Тип Т» и европейскому «Тип Е».

Наибольшее распространение получили первые 2 типа, аккумуляторных токовыводов, поэтому клеммы соответствующей конструкции составляют значительную часть ассортимента производителей.

Конструктивно изделие выполняется в виде тяжелого металлического хомута, форма которого позволяет обеспечить плотный контакт с выводами АКБ.

Улучшить его позволяет затяжка при помощи болта, пропущенного в отверстия на губках, и гайки. Присоединение токоведущих проводников бортовой сети осуществляется:

  • Съемной прижимной пластиной;
  • Сваркой (пайкой) при изготовлении проводника с несъемной клеммой в заводских условиях;
  • Запрессовкой в разрезной или цельный обжимной металлический патрон (оконцеватель).

Последний вариант нашел в автомобилестроении широкое применение.

Наиболее важная характеристика контактной группы – сопротивление, которое должно быть минимальным. Требование относится непосредственно к детали и к переходной области в районе соединений с токовыводами батареи, проводниками бортовой сети. Поэтому при изготовлении применяют материалы, обладающие высокой электропроводностью: свинец, медь, медные сплавы — бронзу, латунь (последние — реже).

Другие требования к аккумуляторным клеммам включают:

  • Значительную массу, что позволяет, за счет инерционности, не нарушать соединение при вибрациях во время движения автомобиля;
  • Механическую прочность, достаточную, чтобы выдержать без разрушения множество операций затягивания и ослабления болта на губках ;
  • Устойчивость к износу;
  • Незначительный уровень остаточных деформаций (после стягивания губок должна оставаться возможность для повторения в дальнейшем);
  • Простота и быстрота установки соединения и снятия со штырей аккумулятора.

Но даже качественные контактные детали при выполнении правил эксплуатации и исправном электрооборудовании автомобиля могут греться.

Почему греется минусовой провод на аккумуляторе?

Обязательное условие бесперебойной длительной работы электрооборудования автомобиля – надежные контакты. Требование относится, прежде всего, к соединениям, работающим в условиях значительных токовых нагрузок, при постоянных агрессивных воздействиях (перепадах температур, высокой влажности, присутствии активных химических веществ). В таких условиях клеммы АКБ могут греться в процессе эксплуатации.

Кротко о клеммах

Клеммы АКБ предназначены для соединения токоведущих проводников бортовой сети автомобиля с контактными выводами батареи. Производители выпускают несколько типов, соответствующих используемым в аккумуляторах стандартам:

  • Европейский стандарт «Тип А». Выводы АКБ представляют штыри в форме усеченного конуса, с диаметром верхней части 17.9 мм для отрицательного токовывода, 19.5 мм – для положительного.
  • Азиатский («японский») стандарт «Тип В», кроме незначительных нюансов конструкции, отличается диаметром токовыводов: 11.1 мм — отрицательного, 12.7 мм – положительного.
  • Американский стандарт включает выводы «Тип F» и «Тип G», соответственно, винтовые и «под болт».
  • Встречаются аккумуляторы с токоотводами «под болт», соответствующие российскому стандарту «Тип Т» и европейскому «Тип Е».

Наибольшее распространение получили первые 2 типа, аккумуляторных токовыводов, поэтому клеммы соответствующей конструкции составляют значительную часть ассортимента производителей.

Конструктивно изделие выполняется в виде тяжелого металлического хомута, форма которого позволяет обеспечить плотный контакт с выводами АКБ.

Улучшить его позволяет затяжка при помощи болта, пропущенного в отверстия на губках, и гайки. Присоединение токоведущих проводников бортовой сети осуществляется:

  • Съемной прижимной пластиной;
  • Сваркой (пайкой) при изготовлении проводника с несъемной клеммой в заводских условиях;
  • Запрессовкой в разрезной или цельный обжимной металлический патрон (оконцеватель).

Последний вариант нашел в автомобилестроении широкое применение.

Наиболее важная характеристика контактной группы – сопротивление, которое должно быть минимальным. Требование относится непосредственно к детали и к переходной области в районе соединений с токовыводами батареи, проводниками бортовой сети. Поэтому при изготовлении применяют материалы, обладающие высокой электропроводностью: свинец, медь, медные сплавы — бронзу, латунь (последние — реже).

Другие требования к аккумуляторным клеммам включают:

  • Значительную массу, что позволяет, за счет инерционности, не нарушать соединение при вибрациях во время движения автомобиля;
  • Механическую прочность, достаточную, чтобы выдержать без разрушения множество операций затягивания и ослабления болта на губках ;
  • Устойчивость к износу;
  • Незначительный уровень остаточных деформаций (после стягивания губок должна оставаться возможность для повторения в дальнейшем);
  • Простота и быстрота установки соединения и снятия со штырей аккумулятора.

Но даже качественные контактные детали при выполнении правил эксплуатации и исправном электрооборудовании автомобиля могут греться.

Почему греются клеммы?

В электрической сети выделение тепла элементами (нагрев) определяется соотношением:

Q = I*I*R*t.

  • Q – количество выделяемого тепла (определяет скорость нагрева и максимальную температуру);
  • I — протекающий в цепях ток;
  • R – сопротивление элемента (участка) цепи;
  • t – время протекания тока.

Что нужно знать о клеммах

Чтобы соединить контактные группы электрооборудования с выводами АКБ, используются металлические клеммы.

Эти клеммы изготавливают в соответствии с международными стандартами. Их делят на несколько типов:

  • тип A;
  • B;
  • F;
  • G;
  • T;
  • Е;

Наиболее распространёнными считаются клеммы A и B, и большинство изготовителей АКБ используют именно их. Выполнены в виде металлических хомутов, необходимые для соединения АКБ и потребителей.

Клемма должна соответствовать некоторым ключевым требованиям:

  • большая масса;
  • высокие показатели прочности;
  • устойчивость к износу;
  • сохранение формы при деформациях;
  • простая конструкция.

Но даже элементы, выполненные в строгом соответствии с международными требованиями, периодически могут доставлять проблемы автовладельцам. Одной из таких проблем выступает нагрев контактов.

Как бороться с нагревом клемм

Лучший способ борьбы с проблемой — профилактика. Ряд профилактических мер перегрева токоотводов:

  • Зачистить деталь от окиси и налёта с помощью наждачной бумаги с мелким зерном и обработать средствами против окисления металла;
  • Проверять самостоятельно (на СТО) плотность контакта токоотвода с АКБ и кузовом;
  • Корректное использование электрических приборов автомобиля.

Если токоотводы по прежнему нагреваются, то прежде чем приступить к искоренению проблемы, выявляют причину. Так как каждая из них требует различных решений. Если проблемы устранены, а перегрев так и продолжает беспокоить автовладельца, выходом из ситуации может стать замена минусового электропровода большего сечения нежели ранее.

Клемма нагревается. Причины и последствия

Токопроводящим элементам сети свойственна повышенная (отличная от окружающей среды) температура. Законы Ома и сохранения энергии работают здесь на все 100%. Увеличение сопротивления — главная причина того, что греется минусовая клемма. Поводом к этому служат—слабый контакт, а также наличие:

  • Окислов между электродами аккумулятора и клеммами проводов;
  • Воздушной прослойки;
  • Заниженного сечения токоотводящих элементов цепи.

Как известно, внутри батареи происходит реакция электролиза, где роль проводника играет очень агрессивная среда — серная кислота и дистиллят. Клемма аккумулятора, покрытая белым налетом (двуокисью свинца), — первый признак того, что соединение подвергается контакту непосредственно с электролитом или с его парами. Еще одной причиной того, что греются клеммы на проводах и самом аккумуляторе может служить долгая работа стартера. При заводке мотора пусковой ток часто превышает значения 150 и даже 200 ампер, а это — в состоянии нагреть довольно толстый провод и расплавить любую изоляцию.

Совет! Не допускать при запуске долгой (более 30 секунд) работы стартера. Если завести с первого раза не удалось — повторите попытку с интервалом хотя бы в пол минуты. Но помните при этом, что с каждым разом клемма нагревается сильнее.

В качестве дополнительной меры борьбы с пусковым током — вообще и с тем, что греется клемма — в частности — может быть замена минусового провода на аналогичный, но большего сечения.

Устраняем окисление

Основными материалами клемм токоотводящих проводов от электродов плюс и минус на автомобильных аккумуляторах являются активные металлы: свинец, латунь или медь. Именно поэтому — их взаимодействие с кислородом воздуха — неизбежно. Появление на соединениях характерного налета (окиси) — тому первое подтверждение. В этом кроется и один из ответов на вопрос «почему греется минусовой провода от аккумулятора». Перечислим несколько способов устранения сульфатации:

  1. Зачистка контактов наждачной бумагой.
  2. Снятие окиси напильником или щеткой по металлу.

Существует также способы предотвратить реакцию окисления:

  1. Периодическая смазка. Оптимальные варианты – литол или солидол;
  2. Использование в качестве защиты специальной пасты или лака.

Улучшаем контакт и уменьшаем нагрев клемм

Даже в таком простом соединении, как провод–клемма аккумулятора есть свои сложности. Неплотное сопряжение токовыводящих штырей и проводов оставляет воздушную прослойку, провоцирующую рост сопротивления и возможность образования искры. Как избежать этого:

  1. Диаметр кольца клеммы должен быть достаточным для того, чтобы болтовое соединение обеспечивало плотный контакт.
  2. Даже при максимальном зажиме — между губками клеммы должен оставаться просвет. Это обеспечит надежность и даст гарантию при следующей затяжке.
  3. Во избежание проворачивания болта или гайки — зажим на аккумуляторе при их установке — желательно производить двумя ключами.
  4. Сам провод при соединении с клеммой должен находиться в запрессованном состоянии. Жгут лучше пропаять, чтобы исключить любую подвижность жил кабеля.
  5. Не допускается даже незначительное нарушение изоляции. Помните, что искры под капотом авто — предвестник большой беды.

Какими должны быть кабели на клеммах

Каждый электрический провод и клемма на автомобиле должны быть стандартизированы и разрешены для применения на транспортных средствах. Практически все они имеют масло-, бензо- и термостойкую изоляцию, способную обеспечивать защиту при любой температуре и химическом воздействии.

Важно! Даже настолько безразличная к химическим и механическим воздействиям изоляция проводов – не повод для халатного отношения к ее чистоте.
Важно! Данный элемент весьма уязвим при воздействии щелочью и кислотой в месте отсутствия изоляции. В связи с этим требуется особая аккуратность при работе с технологическими и едкими жидкостями в непосредственной близости от него.

Возможная причина №6. Большая и длительная нагрузка на АКБ

Довольно часто клеммы аккумулятора греются тогда, когда он долго используется во время стоянки для питания мощных потребителей. Это может быть и многоваттная акустика, и холодильник, и инвертор. Сегодня в автомобиле можно включить практически все, что угодно, вплоть до чайника и кипятильника. Чем это чревато?

Когда двигатель не работает, то абсолютно вся потребляемая электроэнергия берется из аккумулятора. Если включен мощный прибор, то сила потребляемого им тока напрямую зависит от мощности. А если учесть, что он работает длительное время, то рассмотренное выше Q будет расти сразу по двум направлениям. Третье направление неминуемо тоже добавится, если мощный прибор подключен тонкими проводами, которые плохо прикручены, окислились, подгнили и так далее.

Для полного понимания этого пункта кратко рассмотрим, что значит – большая нагрузка на АКБ? Ее можно рассчитать, и сравнить в рекомендуемыми производителем параметрами. Так вот. Любая аккумуляторная батарея для автомобиля будет служить долго и надежно, если ее не разряжать в течение длительного времени токами, превышающими 1/10 ее емкости.

Это означает, что для АКБ емкостью 60 А*ч «безвредные» токи разряда не выходят за пределы 6 А. Как узнать, сколько ампер отдает батарея на питание того или иного прибора? По его мощности. Например, выехав на природу, вы включили акустическую систему мощностью всего 150 Вт. Чтобы узнать силу тока, надо эту мощность разделить на напряжение, которое в данном случае примерно 12 В. Получается, что такая музыка берет из АКБ ток порядка 12 А. Соответственно, при АКБ на 60 А*ч нагрузка на нее будет превышать рекомендуемую в два раза. Нагрев клемм – обеспечен.

Почему разогревается клемма?

От аккумулятора до стартера, и затем от генератора опять до батареи ходят достаточно большие токи. Подумать только – токи запуска, зимой, могут доходить до 600А. Если вы поставите тонкий провод, то он банально не справится с такой нагрузкой и расплавится у вас на глазах. Вот почему провода такие толстые и основательные, все потому что они рассчитаны на высокие нагрузки.

Смотрим небольшое видео.

Причина не так много и они все банальные:

  • Дело в самой клемме. Между проводом и креплением плохой контакт, бывает сразу с завода, заводской брак (например — отверстие в клемме 10 мм, а провод 8 мм).
  • Бывает со временем, в это место может попадать вода или образовываться окислы. Суть какая, провода и крепления зачастую делаются из разных металлов, разница потенциалов приводит рано или поздно к окислению места контакта и токопроводимость падает в разы.

  • Окислы между клеммой и токовыводом.Такое тоже бывает, но редко, если контакт плохой, тогда ток должен проходить по очень узкому месту соприкосновения. Отсюда может идти разогрев.
  • Провод. Иногда страдает сам провод, скажем от нечаянного разрыва посередине, который не виден глазу. То есть порвали несколько нитей, и нагрузка которую он сможет держать уменьшилась.

Плохой контакт с кузовом. Зачастую греется именно минусовой кабель и после клемма. Все потому что он прикручен к кузову автомобиля, а далее от кузова «запитывается» и стартер и генератор. На современных иномарках, минусовой кабель достаточно короткий (на некоторых авто его крепят к блоку двигателя). Так вот — будет разогреваться кабель, но вы будете ошибочно думать что клемма (хотя при такой неисправности, скорее всего начнет оправляться оплетка самого провода).

Плюсовая клемма – может греться только от плохого контакта или опять же от окислов, которые образовались между креплением и токовыводом.

Причины перегрева плюсовой и минусовой клемм в АКБ

При запуске двигателя происходит движение тока от аккумулятора до стартера и свечей, и от генератора до аккумулятора. В холодное время года сила тока может составлять 600 А. Если в машине используется провод с небольшим сечением, то он может нагреться, а вместе с ним повысится температура клемм.

Основные причины нагрева

Плохой контакт клеммы и наконечника аккумулятора (т.е. недостаточно плотное и прочное прилегание). Это происходит из-за мелких дефектов, допущенных на производстве, а также вследствие естественного износа материалов, ослабления притягивающих гаек и болтов при длительной эксплуатации.
Процессы окисления с внутренней стороны контактов. Чтобы устранить эту проблему, нужно вовремя проводить зачистку клемм и наконечников аккумулятора.
Повышение сопротивления материалов. В процессе работы происходит преломление провода, в результате чего снижаются его свойства проводимости, увеличивается сила тока, происходит нагрев металла. Здесь выход только один – заменить провод.
Плохой контакт минусовой клеммы с корпусом машины

Опытные мастера и автовладельцы советуют обращать внимание, что часто нагрев изначально происходит не в клеммах, а в проводах.

Окисление является одной из самых распространенных причин нагревания. Происходит оно из-за того, что сами зажимы и наконечники аккумулятора изготовлены из разных металлов. По законам химии они со временем начинают окисляться в точке контакта из-за разницы в потенциалах.

Самая простая причина – плохая затяжка гайки на крепящем болту. Если есть какое-то пространство между двумя контактами, то между ними происходит образование тепловой энергии. В точку зажима может попасть вода, пыль и прочие посторонние вещества, которые усилят процессы окисления.

Случайное попадание электролита на контакты тоже может вызвать нагревание. Это достаточно опасная причина, но ее очень легко установить. Окисление здесь происходит вследствие химической реакции при взаимодействии металла с кислотой.

Немного школьной физики (простыми словами)

Какие физические величины, от которых можно оттолкнуться в поисках понимания, «крутятся» в греющейся клемме аккумулятора? Их там несколько:

  • U – напряжение на клемме.
  • I – сила тока, проходящего через клемму (проводник).
  • R – сопротивление проводника.
  • S – площадь сечения проводника.
  • t – время.
  • Q – количество тепла, рассеивающегося на проводнике.

Начнем с разбора наиболее часто встречающейся ошибки при оперировании этими величинами и физическими законами, которыми они связаны. Базируется она на том, что клемма греется из-за плохого контакта, а также на законе Ома для участка цепи.

Логика такая. Чем хуже контакт, тем площадь сечения проводника S меньше. А чем меньше сечение, тем сопротивление его больше. Далее берется вышеупомянутый закон Ома:

И тут начинаются проблемы. Напряжение в ботовой сети автомобиля всегда одинаковое, и равняется примерно 12 В. Практически все (многие на подсознательном уровне) понимают, что чем больше ток, тем сильнее нагрев. И это правда. Но что происходит, когда ухудшается контакт? Правильно – увеличивается сопротивление R. Получается, что чем хуже контакт, тем ток в цепи должен быть меньшим. Как же в таком случае клемма может греться из-за плохого контакта? Ток же уменьшается! Должно быть наоборот: контакт ухудшается, сопротивление растет, ток падает – нагрев снижается.

Но на практике это не работает, поскольку большая половина причин, по которым греются клеммы АКБ, вызвана именно ухудшением контакта. А подвох весь в том, что для решения данной проблемы этот закон Ома применять нельзя. Не зря же он для участка цепи. А у нас далеко не участок.

Но в машине помимо греющейся клеммы есть же еще потребители тока – стартер, печка, акустическая система и прочее. Все это тоже влияет на силу тока, протекающего через клемму. А на практике большие токи текут и через плохой контакт. И несмотря на то, что сопротивление там увеличилось, сила тока не уменьшается соразмерно.

Ток все равно течет. И сила его большая. Об этом можно судить по тому, что тот же стартер работает и при плохих контактах. Соответственно, даже через плохой контакт протекает ток больше 100 А. Именно поэтому закон Ома, каким бы классным он не был, для решения нашей проблемы не подходит, и вышеописанный алгоритм будет изначально ошибочным.

А правильный алгоритм будет таким. Поскольку клемма аккумулятора греется, то нас, в первую очередь, интересует величина Q. Понятно, что чем она больше, тем сильнее перегрев. Попробуем разобраться, от чего же зависит это самое Q в случае с греющейся клеммой. Для этого существует простейшая формула из школьного учебника, с помощью которой выражается закон Джоуля-Ленца:

Что дает нам эта формула? Все предельно просто и понятно. Она нам говорит о том, что клемма АКБ может греться по нескольким причинам – из-за тока, сопротивления или времени. Чем большими будут эти величины, тем сильнее нагрев. Соответственно, в этих направлениях и стоит искать возможную причину, по которой греется клемма аккумулятора.

Как бороться с нагревом клемм

Для устранения рассмотренных случаев владельцу автомобиля требуется следить за исправностью транспортного средства и электрооборудования. При замене деталей в бортовой электросистеме проверяются токовые нагрузки. Соединения делаются плотными. Провода туго приворачивают и проверяют плотность в наконечниках. При необходимости дополнительно обжимают и пропаивают жгуты кабелей.

Если с кузовом контакт плохой, это также вызывает перегрев клемм. Нужно проверить соединения и жгуты. Изношенные детали меняются. К износу приводят частые отключения от аккумулятора. При каждом соединении нужно зачищать поверхности токовыводов, удалять окислы шкуркой, затем обрабатывать клеммы защитной смазкой.

Для безопасности пользования автомобилем необходимо:

  • чаще проверять и чистить контакты;
  • удалять окислы.

Если через некоторое время проблема возникает вновь, проверяется на герметичность АКБ. Батарею с трещинами необходимо заменить.

голоса

Рейтинг статьи

Возможная причина №4. Стартер «берет на себя»

Когда говорят «стартер берет на себя», то это означает, что он потребляет больше тока, чем обычно. Соответственно, сила протекающего через клеммы АКБ тока увеличивается. А как показывает все та же формула, при росте силы тока увеличивается и количество выделяемого тепла. Если, при этом, есть еще и плохие контакты, двигатель не запускается с «пол тычка» (увеличивается t), то наше Q растет по всем трем направлениям.

Стартер – довольно сложное устройство, и «брать на себя» он может по многим причинам. Все они делятся на две большие категории – механические и электрические. К механическим причинам относятся все поломки, из-за которых вращению ротора стартера оказывается сопротивление. Износ втулок, загрязнение, подклинивание, проблемы с мотором (стартеру тяжело его прокрутить) – все это оказывает механическое сопротивление. Из-за него стартер, чтобы работать, потребляет больше тока.

Вторая категория причин – по электрической части. Сюда относятся все поломки, из-за которых через стартер протекает большой ток. Возможен износ щеток, засорение коллектора, короткие замыкания в обмотках ротора, замыкания на корпус и так далее.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий