Фонетический разбор слова выключатель

Как сделать звуко-буквенный разбор слова.

ШАГ 1
Ребенок должен написать слово и поставить знак ударения.

ШАГ 2 
Далее пишется транскрипция  — запись звукового состава слова. Выполняется точная запись, как звучит слово.
 
ШАГ 3
Указывается количество гласных и согласных звуков в слове.
 
ШАГ 4

Выписываются в столбик все буквы слова. Рядом с каждой буквой в квадратных скобках указывается звук. Если буква обозначает два звука, выписываются оба звука. Если буква не дает звука (ъ или ь знак), рядом ничего не пишется.
 
ШАГ 5 

Затем для гласных звуков пишется “гласный” и определяется ударный он или безударный.
Для согласных звуков пишется “согласный”, затем определяется твердый или мягкий, парный или непарный по мягкости, звонкий или глухой, парный или непарный по звонкости.
 

ШАГ 5 
Далее определяется, сколько в слове звуков и сколько букв.

Шаг 6

Определяется, сколько в слове слогов.
 

 
Образец записи:

Льдинка 

2 – гласных, 4 – согласных;

л – – согласный, мягкий, парный, звонкий, непарный;

ь –

д – – согласный, мягкий, парный, звонкий, парный;

и – – гласный, ударный;

н – – согласный, твердый, парный, звонкий, непарный;

к – – согласный, твердый, парный, глухой, парный;

а – – гласный, безударный.

________________________________________________

6 – звуков, 7 – букв, 2 слога: льдин-ка

Пример устного фонетического разбора

Выполним фонетический разбор слова эксплуатация.

Слово состоит из шести слогов: экс-плу-а-та-ци-я, потому что в нем шесть гласных – Э, У, А, А, И, Я. Ударение падает на четвертый слог. Медленно проговорим слово по слогам. В слове 12 букв, 13 звуков. Количество букв и звуков не совпадает, т.к. Я обозначает два звука, потому что стоит после гласного. Охарактеризуем звуки по порядку их следования.

  • Буква Э обозначает звук , гласный, безударный.
  • Буква К (ка) обозначает звук , согласный, глухой, парный, твердый, парный.
  • Буква С (эс) обозначает звук , согласный, глухой, парный, твердый, парный.
  • Буква П (пэ) обозначает звук , согласный, глухой, парный, твердый, парный.
  • Буква Л (эл) обозначает звук , согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный.
  • Буква У обозначает звук , гласный безударный.
  • Буква А обозначает звук , гласный, безударный.
  • Буква Т (тэ) обозначает звук , согласный, глухой, парный, твердый, парный.
  • Буква А обозначает звук , гласный, ударный.
  • Буква Ц (цэ) обозначает звук , согласный, глухой, непарный, твердый, непарный.
  • Буква И обозначает звук , гласный, безударный.
  • Буква Я обозначает два звука: , согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный; звук , гласный, безударный.

Примеры письменного фонетического разбора

Эксплуатация – экс-плу-а-та’-ци-я , 6 слогов

э – – гласный, безударный;

к – – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

с – – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

п – – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

л – – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный;

у – – гласный, безударный;

а – – гласный, безударный;

т – – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

а – – гласный, ударный;

ц – – согласный, глухой, непарный, твердый, непарный;

и – – гласный, безударный;

я – – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный, сонорный;

     – гласный, безударный.

____________________________

12 букв, 13 звуков

Яблочный – яб’-лоч-ный , 3 слога

я – – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный, сонорный;

     – гласный, ударный;

б – – согласный, звонкий, парный, твердый, парный;

л – – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный;

о – – гласный, безударный;

ч – – согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный;

н – – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный;

ы – – гласный, безударный;

й – – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный, сонорный. 

_______________________

8 букв, 9 звуков

Абстракционизм – аб-страк-ци-о-низм’ , 5 слогов

а – – гласный, безударный;

б – – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

с – – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

т – – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

р – – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный;

а – – гласный, безударный;

к – – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

ц – – согласный, глухой, непарный, твердый, непарный;

и – – гласный, безударный;

о – – гласный, безударный;

н – – согласный, звонкий, непарный, мягкий, парный, сонорный;

и – – гласный, ударный;

з – – согласный, звонкий, парный, твердый, парный;

м – – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный

______________

14 букв, 14 звуков

Смотри также:

  • Звуки и буквы русского языка
  • Гласные звуки и буквы
  • Сонорные звуки
  • Чередование звуков
  • Фонетический (звуко-буквенный) разбор слов
Примеры фонетического разбора
белыйкричатьсолнце
вьюгамячасхема
глазкиобедуши
деньответцветной
ельошибкачайка
класспримершкола
ключРоссияязык
кольцорусский 

Образец письменного фонетического разбора

На письме звуко-буквенный разбор слова делают так:

  1. Транскрипция слова. Записываем слово и все звуки, которые в него входят.

  2. Слоги и ударение. Считаем и записываем количество слогов в слове, обозначаем тот, на который падает ударение.

  3. Звуки. Со следующей строки в столбик переписываем все буквы в том порядке, в котором они стоят в слове. Напротив каждой из них записываем звук и заключаем в квадратные скобки.

  4. Гласные звуки. Рядом с каждым гласным звуком пишем, ударный он или безударный. А после указываем, какой буквой он обозначен.

  5. Согласные звуки. Рядом с каждым согласным звуком указываем, звонкий он или глухой. Далее — парный или непарный по глухости-звонкости. После этого пишем, твердый звук или мягкий, а следом — парный или непарный по мягкости-твердости. В конце нужно указать, какой буквой обозначен звук.

  6. Число букв, звуков. Считаем и записываем количество букв и звуков в слове.

Теперь используем этот алгоритм на примерах.

Пример № 1. Письменный фонетический разбор глагола обыскивать

Обыскивать — 4 слога, 2-й ударный.

о — — гл., безударн.

б — — согл., зв. парн., тв. парн.

ы — — гл., ударн.

с — — согл., глух. парн., тв. парн.

к — — согл., глух. парн., мягк. парн.

и — — гл., безударн.

в — — согл., зв. парн., тв. парн.

а — — гл., безударн.

т — — согл., глух. парн., мягк. парн.

ь —

10 б., 9 зв.

Пример № 2. Письменный фонетический разбор прилагательного весенний

Весенний — 3 слога, 2-й ударный.

в — — согл., зв. парн., мягк. парн.

е — — гл., безударн.

с — — согл., глух. парн., мягк. парн.

е — — гл., ударн.

н — — согл., сонорн. непарн., мягк. парн.

и — — гл., безударн.

й — — согл., сонорн. непарн., мягк. непарн.

8 б., 7 зв.

Пример № 3. Письменный фонетический разбор существительного профессор

Профессор — 3 слога, 2-й ударный.

п — — согл., глух. парн., тв. парн.

р — — согл., сонорн. непарн., тв. парн.

о — — гл., безударн.

ф — — согл., глух. парн., мягк. парн.

е — — гл., ударн.

с — — согл., глух. парн., тв. парн.

о — — гл., безударн.

р — — согл., сонорн. непарн., тв. парн.

9 б., 8 зв.

Гласные звуки

В алфавите русского языка 10 гласных букв:

А О У Ы Э – указывают на твёрдость согласного звука

Я Ё Ю И Е – указывают на мягкость согласного звука

Но гласных звуков только 6:

, , , , , .  Звуков , , , в русском языке не существует.

Йотированные гласные — это гласные, которые обозначают 2 звука, один из которых Й.

Гласные Е, Ё, Ю, Я в некоторых случаях обозначают два звука: гласный + й. Называются такие звуки йотированными.

 Но!

Я, Ё, Ю, Е– обозначают два звука, только если стоят:

  • в начале слова (яма, ёж, юбка, ель)
  • после гласной (новая, знаю)
  • после ь, ъ (вьюга, подъезд)

Также йотированным может быть звук И, если он стоит после Ь (соловьи, ручьи, муравьи).

Особенности фонетического разбора

Для того чтобы обозначать на письме звуки, которые мы произносим, принято использовать квадратные скобки.

Например: обозначает гласный звук в слове кот. Само слово кот тоже можно написать в виде звуков квадратных скобках: . Это называется транскрипцией.

Также может встретиться глагол транскрибировать (затранскрибировать) — это означает написать слово в транскрипции.

Кроме того, следует помнить о том, как обозначается мягкость согласного звука: .

Мягкий и твердый знаки не обозначают звука — они лишь используются на письме для передачи произношения.

Например, в слове день мы пишем мягкий знак, чтобы указать, что согласный н — мягкий. Однако в транскрипции достаточно лишь указать мягкость этого согласного: .

{"questions":","кру́шка","","",""],"explanations":,"answer":}}}]}

Примеры фонетического разбора

Разбор слова, где количество букв и звуков совпадает:

мама;ма́|ма; – согласный, звонкий непарный, твердый парный; – гласный, ударный; – согласный, звонкий непарный, твердый парный; – гласный, безударный. 4 буквы, 4 звука.

Разбор слова, где звуков больше, чем букв:

язык;я|зы́к; – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный; – гласный, безударный; – согласный, звонкий парный, твердый парный; – гласный, ударный; – согласный, глухой парный, твердый парный. 4 буквы, 5 звуков.

Разбор слова, где букв больше, чем звуков:

роль; ро́ль|; – согласный, звонкий непарный, твердый парный; – гласный, ударный; – согласный, звонкий непарный, мягкий парный. 4 буквы, 3 звука.

Разбор слова с удвоенной согласной:

рассказ;рас|ска́з; – согласный, звонкий непарный, твердый парный; – гласный, безударный; – согласный, глухой парный, твердый парный; – согласный, глухой парный, твердый парный; – гласный, ударный; – согласный, глухой парный, твердый парный. 7 букв, 6 звуков.

Разбор слова с непроизносимой согласной:

Обратите внимание! В этом слове мягкий звук влияет на стоящий перед ним звук , который тоже становится мягким. тростник;трост|ни́к; – согласный, глухой парный, твердый парный; – согласный, звонкий непарный, твердый непарный; – гласный, безударный; – согласный, глухой парный, мягкий парный; – согласный, звонкий непарный, мягкий парный; – гласный, ударный; – согласный, глухой парный, твердый парный

8 букв, 7 звуков

тростник;трост|ни́к; – согласный, глухой парный, твердый парный; – согласный, звонкий непарный, твердый непарный; – гласный, безударный; – согласный, глухой парный, мягкий парный; – согласный, звонкий непарный, мягкий парный; – гласный, ударный; – согласный, глухой парный, твердый парный. 8 букв, 7 звуков.

Разбор глагола, оканчивающегося на -ТСЯ:

Обратите внимание! Сочетание «тс» в глаголах упрощается до звука , однако на правописание это никак не влияет. Об этом подробно на уроке о -тся/-ться в глаголах

обнимается;об|ни|ма́|е|тся; – гласный, безударная; – согласный, звонкая, твердая; – согласный, звонкий непарный, мягкий парный; – гласный, безударный; – согласный, звонкий непарный, твердый парный; – гласный, ударный; – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный; – гласный, безударный; – согласный, глухой непарный, твердый непарный; – гласный, безударный. 10 букв, 10 звуков.

{"questions":[{"content":"Выберете правильное слово:<br />В слове \"скатерть\" звуков `fill_choice-1`, чем букв.","widgets":{"fill_choice-1":{"type":"fill_choice","options":,"answer":0}},"hints":},{"content":"Напишите необходимое число:<br />В слове \"якорь\" `input-9` звуков.","widgets":{"input-9":{"type":"input","inline":1,"answer":"5"}},"hints":},{"content":"Рассортируйте слова по группам:`grouper-23`","widgets":{"grouper-23":{"type":"grouper","labels":,"items":,,]}},"hints":}],"mix":1}

Гласные звуки

Гласные звуки – это звуки, при произношении которых проходящая в полости рта струя воздуха не встречает препятствий, их можно пропеть.

Имеется шесть гласных звуков соответствующих шести гласным буквам:

А  О  У  Ы  Э  И

В слогах звуки А, О, У, Ы, Э обеспечивают твердое произношение впереди стоящих согласных букв: МА, МО, МУ, МЫ, МЭ.

Звук И обеспечивает мягкое произношение – МИ.

Остальные гласные буквы имеют по два звука:

Е   Ё   Ю   Я

В слогах эти звуки обеспечивают мягкое произношение: ДЕ, ДЁ, ДЮ, ДЯ.

Гласные звуки делятся на ударные и безударные.

Тот звук, на который в слове падает ударение, называется ударным, если на звук не падает ударения, то он называется безударным.

!!! Помним: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Основные понятия: фонетика, буква, звук

К фонетике относят область науки о языке, занимающейся изучением звуков речи.

Буквы являются их графической интерпретацией. Благодаря этим символам звуковая информация перекладывается на бумагу при письме.

Люди издают около сотни разных звуков, но при общении друг с другом используют только около половины из них. А при письме звуки обозначают всего 33 графическими символами (буквы и знаки), из которых 10 (а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е) гласных и 21 согласная, твёрдый и мягкий знак. Располагаясь в определенной последовательности, они образуют русский алфавит. У каждой буквы есть своё «имя».

Не всегда количество написанных графических символов соответствует числу звуков. В ряде слов не все звуки нами произносятся, хотя при написании обозначаются графически. Также звук может звучать по-иному, отличаясь от написанного буквенного символа.

Таким образом, звуки — то, что воспринимается ухом и образуется при произношении, а буквенные знаки − символы, видимые глазу и отображаемые при создании текстовой информации. Во время чтения книги вслух взор направлен на слова, построенные из букв, а голос создаёт поток звуков.

Звуки также подразделяются на гласные и согласные.

Фонетика гласных

Несмотря на то, что гласных букв десять, звуков же всего шесть: , , , , , . При их произношении воздух, который выдыхается, беспрепятственно покидает ротовую полость. Голосовые связки создают вибрацию, воспринимаемую человеческим ухом как голосовой звук. Он обладает певучестью.

Слова состоят из слогов, в каждом из которых присутствует гласная. Число гласных и слогов в слове одинаково.

Фонетика согласных

Воздух, который выдыхается из ротовой полости при проговаривании согласных звуков, встречает на своём пути преграды. Этими барьерами могут быть язык, губы или зубы. Именно они определяют разнообразие звучания.

Согласные звуки подразделяют на твердые и мягкие, звонкие, глухие. Всего их 36.

Выделяют парные согласные по твёрдости и мягкости, например, — , а также непарные твёрдые (, , ) и непарные мягкие (, , ).

Многие фонетические единицы образуют пары и по звонкости-глухости ( — , — ). Также есть непарные звонкие (сонорные) звуки, образованные при помощи голоса и шума, например и непарные глухие, например, .

Видео «Фонетическая транскрипция»

Число букв и звуков в словах

Ребята, используя цветовую схему слова, вам не составит труда дать характеристику каждому звуку, подсчитать количество букв и звуков.

Вы уже знаете из предыдущих уроков, что в словах может наблюдаться несовпадение количества звуков и букв. Рассмотрим, в каких случаях это происходит.

Если в слове имеется мягкий знак Ь: мышь, пальчик. Запишем транскрипции слов, подсчитаем количество букв и звуков в словах:  (4 буквы, 3 звука), (7 букв, 6 звуков). Звуков меньше, чем букв.

Если в слове имеются йотированные буквы, которые образуются двумя звуками: согласным и гласными:, , . Пример:ёлка (4 буквы, 5 звуков), юг (2 буквы, 3 звука), ягода (5 букв, 6 звуков). В этих примерах звуков больше, чем букв.

Кроме Ь, не имеет звука буква Ъ. Но твёрдый знак не изменяет количество звуков в словах. За ним следуют йотированные гласные, у которых 2 звука, поэтому число букв и звуков в словах с Ъ может совпадать: подъезд (7 букв, 7 звуков), отъезд (6 букв, 6 звуков).

Ребята, друг Карандаша, сказочный изобретатель Самоделкин предлагает потренироваться в выполнении заданий, связанных с темой нашего урока.

Согласные звуки

В русском языке 21 согласная буква. А согласных звуков  36.  Как это возможно? Давайте разбираться.

Среди согласных звуков 6 пар по звонкости глухости:

      – парные звонкие согласные звуки

   – парные глухие согласные звуки

Парные звуки обозначаются разными буквами, но читаться как звонкий или глухой звук  в зависимости от положения в слове.

Есть в русском языке непарные согласные звуки:

 –непарные звонкие согласные звуки

 – непарные глухие согласные звуки

Также необходимо знать:

 – всегда твёрдые звуки

–всегда мягкие звуки

Ъ, Ь – звука не дают. Они только указывают на твёрдость(Ъ)  или мягкость (Ь) согласного звука, стоящего перед ним.

Порядок фонетического разбора:

  1. записать данное для разбора слово;
  2. разделить его на слоги, т.е. произнести части слова на одном выдохе;
  3. поставить ударение;
  4. составить транскрипцию в квадратных скобках, для чего несколько раз нужно произнести слово вслух и записать его так, как оно слышится;
  5. сравнить слово, написанное по правилам орфографии и в транскрипции, посчитать количество букв и звуков;
  6. выписать каждую букву отдельно столбиком;
  7. рядом с ней указать звук, который она обозначает;
  8. дать характеристику звука: гласный\согласный, глухой\звонкий, парный\непарный, твердый\мягкий, для Л, М, Н, Р, Й добавить, что они сонорные.

Памятка фонетического разбора

Запомните также следующие правила:

  1. После согласных Ж, Ш, Ц слышим звук : жираф ;
  2. Удвоенные согласные звуки обозначаются одним звуком;
  3. Все слова в транскрипции пишутся с маленькой буквы;
  4. Непроизносимая согласная не пишется;
  5. Звонкие парные согласные заменяются своей глухой парой в слабой позиции: подружка , сапог ;
  6. Звуки , только под ударением.

В каждом кабинете начальных классов есть лента букв и звуков. Желательно, чтобы она была и дома. Её легко распечатать или нарисовать самим. Как ей пользовать более подробно разобрано здесь.

Лента букв и звуков значительно облегчает освоение звуко-буквенного разбора.

Образец устного фонетического разбора

Если нужно сделать звуко-буквенный разбор устно, придерживайтесь такого алгоритма:

  1. Слоги и ударение. Посчитайте и назовите количество слогов в слове, обозначьте тот, на который падает ударение.

  2. Гласные звуки. Назовите гласные звуки в том порядке, в котором они звучат в слове. Для каждого из них определите, является он ударным или безударным. После уточните буквы, которыми они обозначены.

  3. Согласные звуки. Для каждого из согласных звуков определите, звонкий он или глухой, а затем — парный или непарный по глухости-звонкости. После этого установите, твердый это звук или мягкий, а также парный или непарный по мягкости-твердости. В конце разбора каждого из согласных звуков уточните, какой буквой он обозначен в слове.

  4. Число букв, звуков. Посчитайте и назовите количество букв и звуков в слове.

Потренируемся в устном фонетическом разборе на примере тех же слов, что мы разобрали выше.

Пример № 1. Устный фонетический разбор глагола обыскивать

1. В слове обыскивать 4 слога, ударение падает на второй: о-бы-ски-вать.

2. Гласные звуки:

первый — безударный , обозначен буквой о;

второй — ударный , обозначен буквой ы;

третий — безударный , обозначен буквой и;

четвертый — безударный , обозначен буквой а.

3. Согласные звуки:

— звонкий парный, твердый парный, обозначен буквой б;

— глухой парный, твердый парный, обозначен буквой с;

— глухой парный, мягкий парный, обозначен буквой к;

— звонкий парный, твердый парный, обозначен буквой в;

— глухой парный, мягкий парный, обозначен буквой т;

буква ь не обозначает звука.

4. В слове обыскивать 10 букв и 9 звуков.

Пример № 2. Устный фонетический разбор прилагательного весенний

1. В слове весенний 3 слога, ударение падает на второй: ве-сен-ний.

2. Гласные звуки:

первый — безударный , обозначен буквой е;

второй — ударный , обозначен буквой е;

третий — безударный , обозначен буквой и.

3. Согласные звуки:

— звонкий парный, мягкий парный, обозначен буквой в;

— глухой парный, мягкий парный, обозначен буквой с;

— звонкий непарный (сонорный), мягкий парный, обозначен буквой н. Вторая н в слове не образует звука;

— звонкий непарный (сонорный), твердый непарный, обозначен буквой й.

4. В слове весенний 8 букв и 7 звуков.

Пример № 3. Устный фонетический разбор существительного профессор

1. В слове профессор 3 слога, ударение падает на второй: про-фе-ссор.

2. Гласные звуки:

первый — безударный , обозначен буквой о;

второй — ударный , обозначен буквой е;

третий — безударный , обозначен буквой о.

3. Согласные звуки:

— глухой парный, твердый парный, обозначен буквой п;

— звонкий непарный (сонорный), твердый парный, обозначен буквой р;

— глухой парный, мягкий парный, обозначен буквой ф;

— глухой парный, твердый парный, обозначен буквой с. Вторая с в слове не образует звука;

— звонкий непарный (сонорный), твердый парный, обозначен буквой р.

4. В слове профессор 9 букв и 8 звуков.

ФОНЕТИЧЕСКИЙ (ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ) АНАЛИЗ СЛОВА

  1. Запишите слово.
  2. Поставьте ударение.
  3. Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.
  4. Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.
  5. Напишите  справа от каждой буквы,  в квадратных скобках,  звук,  который эта буква обозначает.
  6. Опишите звуки:
    • Гласный, ударный или безударный.
    • Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.
  7. Сосчитайте и запишите количество звуков.
  8. Иногда требуется объяснить особенности правописания (орфографические правила).

Примеры

ко|леч|ко – 3 слога, 7 б., 7 зв.
Ксогл., глух., тв.
Оглас, безудар.
Лсогл.,  звон., мягк.
Еглас, удар.
Чсогл., глух., мягк.
Ксогл., глух., тв.
Оглас, безудар.
Ель – 1 слог, 3 б. 3 зв.
Есогл.,  звон., мягк.
глас, удар.
Лсогл.,  звон., мягк.
Ь не обозначает звука, обозначает мягкость предыдущего согласного звука Л

Гласные звуки.

При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из голоса,  который образуется при дрожании голосовых связок.

В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е,
но 6 гласных звуков: , , , , , [И

А, О, У, Ы, Э – это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки , – всегда мягкие:сон , дым , чаща  , часы  .

Я,  Ё,  Ю,  И, Е –  это буквы,  которые дают  предыдущему согласному команду:  «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки , , остаются  всегда твердыми:мята , тёрка , мюсли  , мел , лес , жир , ширь , цифра .

  • Буквы Я,  Ё,  Ю,  Е – йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове.
    • Я, Ё, Ю, Е  стоят после согласных, то  обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме  всегда твердых , , ) и  дают один гласный звук : я – , ё – , ю – , е – :Мяч, тёрн , тюль , пена .
    • Я, Ё, Ю, Е  дают два звука:  согласный и соответствующий гласный,  если они  стоят

      • в  начале  слова: яма  , ёлка  ,  юла  ,  ель  ;
      • после гласных: маяк ,  поёт  ,  поют ,  поел ;
      • после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья ,  объём , вьюга ,  съезд .
  • В транскрипции  буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков , , , не существует.
  • Буква И после Ь  обозначает два звука: чьи ,  лисьи 
  • – согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук .

В состав слога обязательно входит гласный звук: “Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!”

Для малышей!  Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово.   На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.

Порядок фонетического разбора слова

Слово часто произносится совсем не так, как пишется. Например: пишем «молоко», «шоколад», а произносим «малако», «шакалат». Фонетический разбор слова, по-другому, звуковой анализ, помогает понять, разницу между звуками, которые мы произносим, и буквами, которые пишем. Звуковую запись слова делают с помощью транскрипции.

Послушаем академика Звуковеда, как правильно выполнить эту работу.

Примеры от академика Звуковеда:

Важно правильно записывать слово в транскрипции:

  • гласные и согласные в сильной позиции пишутся так, как слышатся;
  • обязательно ставится ударение;
  • звуки в слабой позиции записываются, как произносятся;
  • мягкость согласных обозначается знаком в виде запятой справа над буквой.

Проверьте себя

Давайте узнаем, насколько хорошо вы поняли, что такое фонетический разбор. Ниже вы найдете три задания, с помощью которых можно потренировать этот навык.

Задание 3

Прочтите короткий текст ниже и выполните письменный фонетический разбор всех существительных в нем.

Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. То была, как нам говорили, заготовка дров из сухостойного леса для стеклянного завода.

Впервые делать фонетической разбор слов ученики начинают в 3-м классе начальной школы

Со временем задания на уроках усложняются, поэтому важно вовремя понять тему. Если после прочтения этой статьи у вас еще остались вопросы — приглашаем за знаниями в онлайн-школу русского языка Skysmart

На занятиях преподаватель расскажет, что такое фонетический (звуко-буквенный) разбор слова и как его правильно делать, чтобы повысить оценку в школе.

Пример звуко-буквенного разбора

Чтобы выпол­нить звуко-буквенный раз­бор, запи­шем сло­во и поста­вим в нем уда­ре­ние. Разделим его на фоне­ти­че­ские сло­ги. Учитывая все фоне­ти­че­ские изме­не­ния в сло­ве, запи­шем по вер­ти­ка­ли бук­вы и соот­вет­ству­ю­щие им зву­ки сло­ва в квад­рат­ных скоб­ках. Дадим фоне­ти­че­скую харак­те­ри­сти­ку каж­до­му звуку.

Например, выпол­ним фоне­ти­че­ский раз­бор сло­ва «ёлоч­ный»:

ёлоч­ный 

ё-ло-чный  — 3 сло­га. Первый слог ударный.

  • бук­ва «ё» — — соглас­ный, звон­кий непар­ный, мяг­кий непарный;
  • — глас­ный ударный;
  • бук­ва «л» — — соглас­ный звон­кий непар­ный, твер­дый парный;
  • бук­ва «о» — — глас­ный безударный;
  • бук­ва «ч» — — соглас­ный, глу­хой непар­ный, мяг­кий непарный;
  • бук­ва «н»- — соглас­ный звон­кий непар­ный, твер­дый парный;
  • бук­ва «ы» —  — глас­ный безударный;
  • бук­ва «й» — — соглас­ный, звон­кий непар­ный, мяг­кий непарный.

В сло­ве «ёлоч­ный» 7 букв, 8 звуков.

Дополнительный мате­ри­ал
Если у вас воз­ник­нут труд­но­сти при про­ве­де­нии звуко-буквенного (фоне­ти­че­ско­го) раз­бо­ра сло­ва, то все­гда мож­но про­ве­рить себя на сай­те phoneticonline.ru.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий